Мои статьи [104] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Пересмотренные Времена Язычников
Карл Олоф Йонссон (Carl Olof Jonsson) 4-е издание 2004, пересмотренное и дополненное. ***************************************************************************** П Р И Л О Ж Е Н И Я стр 332: 1. АСТРОЛОГИЯ КАК МОТИВ ДЛЯ ВАВИЛОНСКОЙ АСТРОНОМИИ Для вавилонских „астрологов” затмения играли особую роль, и поэтому все детали имели высокую важность. Д-р А. Паннекук (A. Pannekoek) приходит к выводу, что «астрологическая мотивация, своим особым вниманием к наблюдению Луны, предоставила лучшее основание для хронологии».[48] [48] А, Паннекук (A. Pannekoek), История астрономии – A History of Astronomy, (London: George Allen & Unwin Ltd. l96l), pp. 43, 44. Более того, было бы ошибкой полагать, что „астрология” в сегодняшнем понимании этого слова, практиковалась и в нововавилонский период или ранние времена. Идея о том, что судьба человека зависит от положения звёзд и планет во время его рождения или зачатия, появилась гораздо позже – в персидскую эру. Самый ранний из найденных гороскопов датирован 410 годом до н.э..[49] Как отмечает Б. Л. ван-дер-Варден (B. L. van der Waerden), [49] А. Дж. Сакс (A. J. Sachs), «Вавилонские гороскопы – Babylonian horoscopes», Journal of Cuneiform Studies, Vol.6 (1952), p. 49. стр 333: Как отмечает Б. Л. ван-дер-Варден (B. L. van der Waerden), ранняя астрология «имела совершенно другой характер: её целью было предсказание близких обыкновенных общественных событий, таких как затмения, облака, ежегодные восходы и закаты планет, в то время как [позже] эллинистические „халдеи” предсказывали индивидуальную судьбу по положениям планет и знаков Зодиака в день рождения или зачатия».[50] [50] Б. Л. ван-дер-Варден (B. L. van der Waerdcn), «История Зодиака – History of the Zodiak», Archiv für Orientforschung, Vol. 16 (1952/53), p. 224. Профессор Отто Нейгебауер (Otto Neugebauer) поясняет, что «„астрологов” Месопотамии скорее можно сравнить с предсказателями погоды по явлениям, наблюдаемым на небесах, чем с астрологами в современном понимании этого слова». Он также подчёркивает, что астрономия появилась не для астрологии, а из-за задач календарного плана: «Определение времён года, измерение времени, лунные праздники – вот те задачи, которые дали толчок развитию астрономии на многие века», и «даже последняя фаза месопотамской астрономии ... была главным образом посвящена проблемам лунного календаря».[51] [51] Отто Нейгебауер (Otto Neugebauer), Астрономия и история. Избранные Эссе – Astronomy and History. Selected Essays (Now York: Springer-Verlag, 1983), p. 55. — Более широкое обсуждение характера вавилонской астрологии вы найдёте в работе Франчески Рохберг-Халтон (Francesca Rochberg-Halton), Аспекты вавилонских гаданий по звёздам: таблички лунных затмений трактата Энума Ану Энлиль – Aspects of Babylonian Celestial Divination: The Lunar Eclipse Tablets of Enuma Anu Enlil (= Archiv für Orientforschung, Beiheft 22), (Horn, Austria: Verlag Ferdinand Berger & Söhne Gesellschaft M.B.H., 1988), pp. 2-17. 2. НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ К ДРЕВНИМ ЛУННЫМ ЗАТМЕНИЯМ Насколько надёжными являются современные идентификации лунных затмений, описанных в древних вавилонских астрономических текстах начиная с VIII столетия до н.э.? Подмечая один из подводных камней, Общество Сторожевой Башни приводит цитату из The Encyclopœdia Britannica, сообщающей, что в некоторых городах и селениях могло происходить в среднем примерно по 40 лунных затмений за 50 лет.[52] Хотя это и верно, частота затмений, попадающих в указанный месяц – гораздо меньше. [52] Понимание Писания – Insight on the Scriptures, Vol. 1, p. 454. Даже если лунное затмение повторяется в таком же месяце на год позже, оно никогда не произойдёт в точно такое же время дня и не будет иметь такой же величины. Если оно происходит при свете дня, то оно, конечно же, не будет видимым в этой части нашей планеты. А поскольку вавилонские астрономы часто сообщают специфические данные о лунных затмениях, такие как дата (год царствования, месяц и день),[53] время начала затмения по отношению к восходу или заходу Солнца, [53] В текстах часто не приводится число месяца, потому что если каждый вавилонский месяц начинается с новолуния, то полнолуние, а следовательно, также и возможное лунное затмение всегда выпадает на середину месяца, или около середины. стр 334: продолжительность частичной или полной фазы, иногда также величину и положение относительно звёзд и созвездий, то определить затмение по их описаниям в таких текстах обычно не составляет труда, при условии, что тексты хорошо сохранились. Сторожевая башня от 15 марта 1969 (англ.) на стр. 184 приводит ещё один фактор, который, как они уверяют, делает трудным идентификацию затмений. Отмечается, что долгое время (столетиями) астрономам было известно, что приливы, формируемые Луной и Солнцем в океанах и в массе Земли, создают замедление вращения Земли, что приводит к постепенному увеличению долготы дня. Это, как говорится в статье, затрагивает древние записи Затмений. Но когда нам приходится идентифицировать древние затмения начиная с VIII века до н.э., то сегодня это совсем не проблема. Огромное количество записанных на клинописных табличках затмений, фактически, помогло современным астрономам измерить точную скорость этого изменения скорости вращения Земли, или замедление скорости. И сегодня известно, что долгота дня увеличивается со скоростью 1,7 миллисекунды за столетие! Таким образом, день в нововавилонский период был лишь на 43-44 миллисекунды (0,043-0,044 сек) короче, чем сегодня.[54] [54] Это, самое последнее значение получено в результате очень тщательного исследования, которое произвели Ричард Стивенсон (Richard Stephenson) из Университета в Дареме (Durham) и Лесли Моррисон (Leslie Morrison), недавно из Королевской гринвичской обсерватории (Royal Greenwich Observatory in Cambridge). — См. New Scientist, January 30,. 1999, pp. 30-33. И конечно же, сегодня астрономы в своих расчётах дат древних затмений дают допуск на вариации в скорости вращения Земли. Статья в Сторожевой башня обсуждает только солнечные затмения. А поскольку с древних времён сохранилось очень мало надёжных наблюдений солнечных затмений, и поскольку ни одно из них не приходится на нововавилонский период, они не имеют отношения к нашему обсуждению. Мне захотелось узнать мнение специалиста о том, насколько это увеличение долготы солнечного дня повлияло на древние записи лунных затмений, и я написал профессору Роберту Р. Ньютону, который в то время (1981) был ведущим специалистом в этих вопросах.[55] Я хотел узнать, на сколько удлинение солнечного дня повлияла на древние записи лунных затмений и можем ли мы продолжать полагаться на ранние таблички с вычислениями лунных затмений, опубликованные Оппольцерем (Oppolzer) в 1887 и Гинцелем (Ginzel) в 1899 годах. [55] С тех пор исследования Ньютона в этой области были усовершенствованы другими учёными. См., например, исчерпывающее исследование Ф. К. Стивенсона (F. Kuhaid Stephenson) в работе Исторические затмения и вращение Земли – Historical Eclipses and Earth's Rotation (Cambridge: Cambridge University press, 1997). стр 335: В своём ответе Ньютон сообщил: Я не пользовался часто Каноном Гинцеля и не скажу точно об ошибках в нём. Но я ожидаю, что ошибки в его Каноне не превышают ошибок в Каноне Оппольцера Canon der Finsternisse, которым я активно пользуюсь. Например, самое раннее лунное затмение в его Каноне – это затмение 21 апреля 1206 г. до н.э., которое произошло в 20ч 17м среднего времени по гринвичскому меридиану, величина которого составила 2,6 единиц, согласно его расчётам. А по моим расчётам оно произошло в 20ч 32м с величиной 2,4 единицы. Таким образом, Канон Оппольцера можно безо всяких опасений использовать для идентификации древних затмений. Наибольшая ошибка у него может составить что-то около получаса.[56] [56] Письмо Newton-Jonsson, от 11 мая l981. Другие учёные с этим согласны. Например, Jean Meeus & Hermann Mucke в своём Каноне лунных затмений (Canon of Lunar Eclipses -2002 to + 2526, Wien: Astronomisches Büro, 1979), на стр. XII объясняют, что монументальная работа Оппольцера (Oppolzer) «достаточно точна для целей исторических исследований». Это, конечно же, относится к древним лунным затмениям, но не к солнечым затмениям, в случае которых его Канон далеко не точен. См., например, комментарий Уилли Хартнера (Willy Hartner) в работе Centaurus, Vol. 14 (1969), p. 65. Таким образом, пока мы имеем дело с лунными затмениями, аргумент за то, что вызванное приливами удлинение солнечного дня создаёт трудности для опознавания древних затмений – не выдерживает критики. Имевшиеся же в каталогах Оппольцера и Гинцеля ошибки конечно же были скорректированы в современных каталогах затмений.[57] Читать дальше. | |
Категория: Мои статьи | Добавил: sekyral (30.10.2010) | |
Просмотров: 912 |