Приветствую Вас Гость!
Суббота, 01.02.2025, 09:47
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Карл Олоф Йонссон.Пересмотренные Времена Язычников.(Приложение)

Пересмотренные Времена Язычников
Карл Олоф Йонссон (Carl Olof Jonsson)
4-е издание 2004,
пересмотренное и дополненное.
*****************************************************************************
П Р И Л О Ж Е Н И Я

К главе 1:

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
О ДВИЖЕНИИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ

. . .

К главе 2:

ГОДЫ ЦАРСТВОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИХ СЧЁТА

Система счёта лет С и БЕЗ отдельного года восхождения на трон

Вавилон, а позднее и Мидо-Персия, применяли систему с отдельным годом восхождения на трон. По этой системе тот [календарный] год, в течение которого царь вступал во власть, считался как его год восхождения на трон, а следующий год, начиная с 1 Нисана (весной), считался его первым годом царствования.

В Египте применялся противоположный метод: тот год, в котором царь принимал власть, считался его первым годом. Такой метод называется системой без отдельного года восхождения на трон. Имеются свидетельства, которые можно продемонстрировать, что этот метод применялся также и в Иудейском царстве. Вот эти свидетельства:

1. В Иеремии 46:2 записано, что битва при Кархемише в 605 г. до н.э., когда армия египетского фараона Нехао потерпела поражение от Навуходоносора, произошла в 4-й год Иоакима, сына Иосии, царя иудейского. Согласно Иеремии 25:1, «четвертый год Иоакима, . . . , – это был


стр 315:

первый год Навуходоносора . . .». Но нововавилонская хроника Chronicle 5 (B.M. 21946) ясно заявляет, что эта битва произошла в год восхождения Навуходоносора, а не в его первый год.[6] Иеремия посчитал год восхождения Навуходоносора на трон как его первый год по той причине, что в Иудее не использовалась система с отдельным годом восхождения. И, следовательно, Иеремия применял еврейскую систему счёта без отдельного года восхождения не только к Иоакиму, но и к Навуходоносору.


[6] Нововавилонские хроники обсуждаются в главе 3, разделе Б-1.


2. В 4 Царств 24:12; 25:8 и Иеремии 52:12 записано, что депортация Иехонии и разрушение Иерусалима произошли в 8 и 19 год Навуходоносора, в то время как в Иеремии 52:28-30 для этих событий указаны 7 и 18 годы Навуходоносора соответственно. Разница в обоих случаях составляет один год. Нововавилонская хроника Chronicle 5 (B.M. 21946) согласуется с Иеремией 52:18, заявляя, что Навуходоносор осадил Иерусалим и захватил Иехонию в свой 7 год.

Имеется свидетельство о том, что последняя глава Иеремии была написана не самим Иеремией. Это ясно указано в заключительных словах предыдущей главы (Иер 51:64): «. . . Доселе речи Иеремии.» А вот глава 52 фактически почти слово в слово взята из 4 Царств 24:18–25:30, за единственным исключением в Иеремии 52:28–30, – стихи, в которых годы царствования Навуходоносора смещены на один год.[7] Альбертус Петерс (Albertus Pieters) по всей видимости даёт верное объяснение этой разнице, говоря:


[7] Невозможно установить, была ли глава 52 добавлена самим Иеремией, его писцом Варухом, или кем-то ещё. Этот отрывок из 4 Царств был добавлен возможно для того, чтобы «показать, каким образом пророчества Иеремии исполнились». – Др. Томпсон (J. A. Thompson) Книга Иеремии – The book of Jeremiah (Grand Rapids: Wm. B. Eerdman’s Publishing Co., 1980), pp. 773, 774.


Эта разница совершенным образом может быть объяснена, если мы сделаем допущение, что этот интересующий нас отрывок был добавлен к пророчеству Иеремии кем-то ещё в Вавилоне, кто имел доступ к официальным отчётам и записям, в которых даты, конечно же, были проставлены по вавилонской системе счёта.[8]


[8] Альбертус Петерс (Albertus Pieters), Третий год Иоакима – The third Year of Jehoiakim в От Пирамид до Павла – From the Piramids to Paul, ed. by Lewis Gaston Leary (New York: Thomas Nelson and sons, 1935), p. 186. То, что информация в Иеремии 52:28-30 могла быть добавлена в книгу Иеремии в Вавилонии, также подтверждает и тот факт, что этих стихов нет в переводе этого места из Иеремии в греческой Септуагинте (LXX), который был создан в Египте (вероятно с рукописей, которые сохранились у евреев, живших в этой стране).


стр 316:

Таким образом, написавший главу Иеремия 52 верно воспроизвёл даты, которые были найдены им в источниках, которыми он пользовался, даже несмотря на то, что те источники отражали два разных метода счёта лет царствования: вавилонскую систему с отдельным годом восхождения на трон и еврейскую систему без отдельного года восхождения.

Последние четыре стиха в главе 52 Иеремии (стихи 31-34), хотя и приводятся дословно из 4 Царств 25:27-30, также отражают систему с отдельным годом восхождения, что может объясняться тем фактом, что этот пассаж воспроизводит информацию, которая изначально должна происходить из Вавилона. Как заявляется в этом пассаже, Евилмеродах (Амель-Мардук), «в год своего воцарения», освободил иудейского царя Иехонию из-под стражи на 37 году его ссылки. По словам профессора Петерса (Pieters), выражение «в год своего воцарения» (Иер 52:31) «является технически корректным термином для [описания] года восхождения царя на трон». [9] В вавилонских документах используются подобные выражения, когда в них говорится о годе восхождения на трон.


[9] Петерс (Pieters), там же, стр. 184.


Таким образом, к выводу о том, что писатель отрывка из Иеремии 52:28-34 пользовался системой с отдельным годом восхождения на трон, приходит множество современных библейских учёных.[10]


[10] См., например, Джон Брайт (John Bright), Библейский якорь: Иеремия – The Anchor Bible: Jeremiah, (N.Y.: Doubleday, 1965), p. 369; Томпсон (J. A Thompson), там же, стр. 782, и Дж. Филипп Хайат (J. Philip Hyatt), Новый свет на Навуходоносора и историю Иудеи – New Light on Nebuchadnezzar and Judean History, Journal of Biblical Literature, Vol. 75 (1956), p. 278.


3. Вероятнее всего, что Даниил тоже пользовался системой с отдельным годом восхождения на трон, в Даниил 1:1. Здесь он датирует первую депортацию еврейских пленников 3 годом Иоакима. Но эта депортация должна была следовать за битвой при Кархемише, победа в которой проложила путь Навуходоносору для вторжения и захвата западных стран, включая Иудею.

Как указывалось выше, в Иеремии 46:2 эта битва датирована 4 годом Иоакима, а не его 3 годом. И поэтому большинство библейских комментаторов решили относиться к „3 году” из Даниила 1:1 как к грубому историческому промаху автора этой книги Библии, который указывает на то, что автор не был современником описанных событий, но писал столетиями спустя. Другие же, включая Общество Сторожевой Башни, убеждают, что описанная в этом тексте депортация – это одна из тех, что произошла 8 лет спустя, по окончании 11 лет царствования Иоакима, когда его сын и наследник Иехония был сослан в Вавилон.[11]


[11] Понимание Писания – Insight on the Scriptures, Том 1 (Brooklyn, New York: Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1988), стр 1269. Детальная проверка этой теории представлена в Пиложении к главе 5: «Третий год Иоакима» (Дан. 1:1,2).


стр 317:

Но если мы знаем, что Даниил жил в Вавилоне в нововавилонский период и занимал высочайшую административную должность, то вполне естественно, что он пользовался вавилонским календарём и их системой счёта лет царствования. Даниил пользовался этой системой счёта при упоминании царствований нововавилонских царей, включая и Иоакима. Точно так же и Иеремия, живший в Иудее, наоборот, применял систему без отдельного года восхождения на трон при упоминании царствования Навуходоносора.

4. Как установил Др. Безалел Портен (Bezalel Porten) и другие, начиная с V столетия, вавилонский календарь (совместно с египетским гражданским календарём) также использовался и еврейской колонией на египетском острове Элефантина. Др. Саша Штерн (Sasha Stern) делает вывод, что «Во всей Древности диаспора евреев регулярно пользовалась нееврейскими или „официальными” календарями». [12]


[12] Саша Штерн (Sasha Stern), Вавилонский календарь на Элефантине – The Babylonian Calendar at Elephantine, // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik, Band 130 (2000), p. 159.


Если принять во внимание системы с отдельным и без отдельного года восхождения на трон, то некоторые трудные проблемы в библейской хронологии можно будет с лёгкостью разрешить. Исследование хронологических табличек в заключительном разделе Приложения (Хронологические таблички, охватывающие „70 лет”) ярко продемонстрирует это.

Нисан и Тишри – первые месяцы нового года

Достоверно известно, что год по ассирийскому, вавилонскому и персидскому календарю начинался с 1-го Нисана (первый день весеннего месяца Нисан). Именно тогда и начинался [очередной] год царствования. У евреев, в более поздние времена, было два начала календарного года: весной 1-го Нисана и, через 6 месяцев, осенью 1-го Тишри, причём Новый Год 1-го Тишри – это более старый стиль.[13] Хотя священный календарный год начинался в месяце Нисан, и месяцы всегда нумеровались от него, но в то же время в месяце Тишри начинался светский календарный год.[14]


[13] Дж. Д. Дуглас (J. D. Douglas), Новый библейский словарь – New Bible Dictionary, 2nd ed. (Leicester, England : Inter-Varsity Press, 1982), p. 159; сравни с Понимание Писания, том 1, стр. 391.


[14] «В Еврейских Писаниях месяцы нумеровали начиная с Нисана, не обращая внимание на то, начинался ли год весной или осенью». – Эдвин Тиль (Edwin R. Thiele), Загадочные числа еврейских царей – Mysterious Numbers of the Hebrew Kings, пересмотренное издание (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1983), p. 52. В сноске 11 на той же странице он даёт обширное пояснение этому.


Проблема состоит в следующем: следовали ли иудейские цари обычаю Вавилона и других стран, считая годы царствования начинать с 1 Нисана, или же они считали их начиная с Тишри, т.е. с начала их светского года? Хотя учёные и не пришли к единому мнению в этом вопросе, но можно продемонстрировать свидетельства тому, что иудейские цари считали свои годы царствования от Тишри до Тишри.


стр 318:

1. В Иеремии 1:3 утверждается, что жители Иерусалима, после опустошения города, подверглись переселению в «пятом месяце», что также согласуется и с записью в 4 Царств 25:8-12. И здесь же об этом 5-ом месяце сказано, что он был в «конце одиннадцатого года Седекии».[15] О 5-ом по счёту месяце года можно только в том случае сказать, что он был «в конце» года (11-го года Седекии, который закончился в следующем, 6-ом месяце, Элул), если годы царствования начинали считать с месяца Тишри (7-ой по счёту месяц).


[15] KJV, ASV, NASB, ПАМ, Синод. и другие переводы. Перевод Нового Мира использует слово завершение: «до завершения одиннадцатого года Седекии, сына Иосии, царя иудейского, пока Иерусалим не пошел в изгнание в пятом месяце». [переведено с англ.]


2. Согласно 4 Царств 22:3-10 иудейский царь Иосия начал ремонтировать храм в Иерусалиме в 18-ом году своего царствования. Во время ремонта первосвященник Хелкия нашёл в храме «книгу закона».[16] Это открытие послужило началом широкой кампании против идолопоклонства по всей стране. После этого Иосия возобновил Пасху и установил дату празднования на 14 Нисана – двумя неделями после начала нового года по священному календарю. Очень интересно, что эту Пасху отпраздновали, как написано, «в восемнадцатый год Царя Иосии». (4 Царств 23:21-23) Поскольку и ремонт храма, и очистка земли от идолопоклонства, и многие другие вещи, записанные в 4 Царств 22:3 - 23:23, никак не могли быть проведены на протяжении всего лишь двух недель, поэтому кажется очевидным, что 18-ый год царствования Иосии считали не с 1 Нисана а начиная с 1 Тишри.


[16] Многие комментаторы Библии приводят доводы того, что той «книгой закона», очевидно, была книга Второзаконие, которая, возможно, была потеряна на протяжении некоторого времени, а затем опять найдена. Ср. профессор Дональд Дж. Вайсман (Donald J. Wiseman), 3 и 4 Царств – 1 and 2 Kings, (Leicester: Inter-Varsity Press, 1993), pp. 294-296.


3. Еще одно указание на то, что в Иудее год царствования начинался с месяца Тишри, находится в Иеремии 36. В «четвертый год Иоакима» (стих 1), Яхве сказал Иремии записать в книгу все слова, которые Он сказал ему против Израиля, Иуды, и всех народов (стих 2). Это Иеремия сделал через Варуха, своего секретаря [писца] (стих 4). Когда Варух закончил писать, Иеремия попросил его: «пойди, и со свитка, написанного тобою под мою диктовку, зачитай народу все слова Яхве в Его храме, в день поста». (Иер. 36:5, 6, JB [Иерусалимская Библия]) Но что это за пост?

Очевидно это был какой-то особый пост, объявленный по какой-то неуказанной здесь причине. Вероятнее всего причиной была битва при Кархемише в мае-июне того же самого года, т.е. «в четвертый год Иоакима» (Иеремея 46:2) и последующие события, включая осаду Иерусалима в том же году, согласно Даниила 1:1. Хотя


стр 319:

к этому времени Навуходоносор вернулся в Вавилон, из-за смерти своего отца, (как записано в нововавилонской Хронике 5), у евреев были серьёзные причины опасаться, что он вскоре возвратится и продолжит свои действия в Иудее и окружающих землях. На этом фоне «объявление о [букв.: повестка в, вызов в...] посте пред лицом Яхве, для всего населения Иерусалима и для всех людей, которые бы пришли в Иерусалим из городов Иудиных» (Иеремия 36:9, JB, перевод с англ.), выглядит весьма объяснимым. Очень интересно то, что этот пост, во время которого Варух должен был зачитать в слух из свитка то, что он написал, произошёл «в пятый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского, в девятом месяце», согласно того же стиха.

Итак, если бы годы царствования Иоакима считались с первого месяца, Нисана, то Варух начал бы записывать пророчества Иеремии примерно за год до проведения поста. Кроме того, похоже, что пост провозгласили уже в 4-ом году Иоакима (стихи 1, 6), а значит примерно [как минимум] за 9 месяцев до того, как он был проведён. Всё это кажется слишком невероятным. Но если годы царствования Иоакима считать от 7-го месяца, Тишри, то его 4-ый год, который закончился в 6-ом месяце Элул, (что соответствует августу-сентябрю 605 г. до н. э.) и пост 9-го месяца (ноябрь-декабрь 605 г. до н. э.) имел бы место чуть более чем через два месяца после начала 5-го года Иоакима.

[Эта диаграмма поможет наглядно увидеть то, что объясняет автор в этом пункте 3.

<––––––––––––––– 4-й год Иоакима––––––––––––––––>

– – – – –––––––605 г. до н.э.–––––––––––––>|

<––––––––––––––––––5-й год Иоакима–––––––––––––>

 

1
Нис

2

3

4

5
Аб

6
Элул

7
Тиш

8

9

10

11

12

1
Нис

2

3

4

5

6

7
Тиш

8

9

10

11

12

                   ↑           ↑    ↑                              │<–––(5)–––>│<–– ! пауза длиною около года ! ––>(6)

                  (1)          (2) (3)

                   └––(4) ––┘

 

























 

– – ––– 4-й год Иоакима––>|<–––––––––––––––––– 5-й год Иоакима–––––––––––––>

– – – – –––605 г. до н.э. ––––––––––––––––>|

 

1
Нис

2

3

4

5
Аб

6
Элул

7
Тиш

8

9

10

11

12

1
Нис

2

3

4

5

6

7
Тиш

 

 

 

 

 

                   ↑           ↑    ↑

                  (1)          (2) (3)

                   └––(4) ––┘

– – ––(5)–>

               (6)

где:

(1) – Битва при Кархемише (май-июнь 605 г. до н.э.)

(2) – Смерть Набопаласара, отца Навуходоносора (8 число месяца Аб, сообщается в B.M. 21946

(3) – Навуходоносор поспешно вернулся в Вавилон и в этот же день занял трон (1 число месяца Элул, сообщается в B.M. 21946)

(4) – Захват народов и осада Иерусалима (Дан 1:1) сразу после битвы при Кархемише (по сообщению Бероса)

(5) – Провозглашён скорбный пост и Иеремия повелел Варуху записать пророчество (в 4-й год Иоакима (Иер 36:1-6) и вероятно сразу после первой осады Иерусалима (Дан 1:1))

(6) – Пост проведён (в 9 месяце, 5 года Иоакима, Иер 36:9)]

И тогда выходит, что Варух записывал пророчество в течение лишь нескольких месяцев, что более вероятно, и пост мог быть провозглашён всего за 2 месяца до своего проведения, и это провозглашение не было бы по долгом времени после битвы при Кархемише и последующих операций Вавилона в Сирии и Палестине летом и осенью 605 г. до н.э..[17]


[17] Согласно новоавилонский Хронике 5 Навуходоносор взошёл на престол в Вавилоне «в первый день месяца Элул», что соответствует 7 сентябрю 605 г. до н. э. по юлианскому календарю. После этого, всё ещё в год своего восхождения на трон, «Навуходоносор (II) возвратился в Хатти [область Сирии-Палестины на западе]. До месяца Шабат [январь-февраль 604 г. до н. э.] он победно шествовал в Хатти». – А. К. Грейсон (А. К. Grayson), Ассирийские и вавилонские Хроники – Assyrian and Babylonian Chronicles, (Locust Valley, New York: J.J. Augustin Publisher, 1975), p. 100. Таким образом Навуходоносор, возможно, уже вернулся в Хатти ко времени поста в ноябре или декабре 605 г. до н.э.. Поэтому и опасность второго вторжения в Иудейское царство казалась неминуемой.


стр 320:

4. Также имеется свидетельство тому, что еврейские писатели, когда упоминали о чужеземных царях, то, по крайней мере иногда, считали их годы царствования от Тишри до Тишри. Например, так поступал Неемия. В Неемии 1:1 он упоминает о месяце Кислев (ноябрь-декабрь) в 20-ый год Артаксеркса. А месяц Нисан, хотя уже и должен был бы быть в следующем году, всё ещё упоминается как месяц 20-ого года царствования Артаксеркса (Неемия 2:1). Если Неемия подсчитывал годы царствования Артаксеркса от 1 Нисана, то в Неемия 2:1 он должен был написать: «... в двадцать первый год». Поэтому ясно, что Неемия подсчитывал годы царствования персидского царя Артаксеркса по еврейскому календарю – от Тишри до Тишри, а не по персидскому – от Нисана до Нисана. Это также поддерживается и в Библейском словаре Общества Сторожевой Башни, Понимание Писания – Insight on the Scriptures, Том 2 (1988), стр 487, 488.[18]


[18] Похоже, что немногие учёные придерживаются того, что Иудея VII и VI вв. до н.э. пользовалась этой комбинацией из обоих систем: системы без отдельного года царствования, а так же счёт лет царствования от Тишри до Тишри, что отстаивается в этой книге. Те, кто предпочитает систему без отдельного года восхождения на престол, обычно придерживаются того, что в Иудее применяли метод счёта от Нисана до Нисана, а те кто приводит доводы в пользу счёта лет царствования от Тишри до Тишри, в общем полагают, что применялась система с отдельным годом восхождения на трон.


К выводу о том, что Иудейске царство вело счёт лет царствования от Тишри до Тишри, по крайней мере в этот период своей истории, приходят некоторые из самых видных учёных и исследователей библейской хронологии, такие как Зигмунд Мовинкель (Sigmund Mowinckel), Джулиан Мордженстеин (Julian Morgenstein), Фридрих Карл Киниц (Friedrich Karl Kienitz), А. Маламат (Abraham Malamat), и Эдвин Р. Тиль (Edwin R. Thiele).[19] Конечно, такой способ подсчёта лет царствования делает синхронизацию между Иудейским царством и Вавилоном несколько более сложной, но его применение решает множество проблем. В хронологических таблицах на страницах 350-352 этой книги, приводится параллель между обоими видами счёта лет царствования и нашим современным календарём.

[19] Смотрите, например, Дж. Мордженстейна (J. Morgenstein's), обзор Вавилонская хронология 626 г. до н.э. 45 г. н.э. – Babylonian Chronology 626 B.C.-A.D. 45, Паркера (Parker) и Дабберстейна (Dubberstein) в журнале изучения Ближнего Востока – Journal of Near Eastern Studies, Vol. 2 (1943), pp. 125-130, и статью д-ра А. Маламата (Dr. А. Malamat) На закате Иудейского царства: В Египетско-Вавилонском водовороте – The Twilight of Judah: In the Egyptian-Babylonian Maelstrom, в Supplements to Vetus Testamentum, Vol. XXVII (Leiden: E.J. Brill, 1975), p. 124, включая примечание 2; а также К. С. Фриди (К. S. Freedy) и Д. Б. Редфорд (D. B. Redford), Даты в Иезекииля в сравнении с библейскими, вавилонскими и египетскими источниками – The Dates in Ezekiel in Relation to Biblical, Babylonian and Egyptian Sources, // Журнал Американскго Восточного Общества – Journal of the American Oriental Society, Vol. 90 (1970), pp. 464, 465. Однако, д-р Эдвин Р. Тиль (Dr. Edwin R. Thiele) допускает, что в то время как книги Царств ведут счёт лет царствования от Тишри, Иеремия и Иезекииль ведут счёт от Нисана. (Е. Р. Тиль (E. R. Thiele), Загадочные числа еврейских царей – The Mysterious Numbers of the Hebrew Kings, Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1983, pp. 51-53, 182-191.) Такие рассуждения кажутся слишком запутанными, да и нет в этом нужды, если мы применим к этому периоду и метод счёта лет царствования от Тишри до Тишри, и систему без отдельного года восхождения на престол.

Читать дальше.


Категория: Мои статьи | Добавил: sekyral (30.10.2010)
Просмотров: 783