Приветствую Вас Гость!
Суббота, 01.02.2025, 09:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Карл Олоф Йонссон.Пересмотренные Времена Язычников.(Глава 6,продолжение 1)
Глава 6
«СЕМЬ ВРЕМЁН» ИЗ ДАНИИЛА 4
или
НАШЕ ЦАРСТВЕННОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО
(продолжение 1)

стр 248:

Безумие Навуходоносора

Иллюстрация из книги Внимайте пророчеству Даниила!, рус. (Watchtower Bible and Tract Society of New York , Inc., 1999), стр. 91.


стр 249:

Он обновил и реконструировал 16 храмов в Вавилоне, включая два храма верховного бога, Мардука, завершил строительство двух крупных городских стен, построил сеть каналов по всему городу, украсил улицы Вавилона, реконструировал дворец своего отца, Набопаласара и построил ещё один дворец для себя самого, который был завершён примерно в 570 г. до н.э. в дополнение ко многим другим архитектурным достижениям.[28]


[28] Д. Дж. Вайсман D(. J. Wiseman), Навуходоносор и Вавилон – Nebuchadrezzar and Babylon (Oxford: Oxford University Press, 1985), pp. 42-80.


(Отсюда вопрос: разве справедливо называть все эти достижения уничижительным словом ХВАСТОВСТВО? Что это за Бог такой, что так оскорбительно высказывается и жестоко поступает против таких выдающихся деятелей? Разве это нормально? Кому такой бог нужен??? К чему хорошему он побудит людей? Славяне, задумайтесь: кому вы верите, кого слушаете! Нам это еврейское „счастье” нужно? Этот БОГ „хоть один кирпичик заложил”? Пока что он всё только разрушает и убивает, и чаще всего всё руками своего народа! Вот: Исаия 13:19 «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра». Бог ли это, или еврейский нац. проект? – прим. переводчика)

Не остаётся сомнений, что видение о срубленном дереве было получено под конец этой строительной деятельности, как теперь становится ясно из гордых слов Навуходоносора из Даниила 4:27. А это указывает на конец его долгого 43-летнего царствования, которое окончилось через много лет после разрушения Иерусалима на 18 году его правления. (Более того: именно в начале своего царствования он в основном воевал, покорял многие народы, о чём мы узнали из предыдущих глав. Но и это не всё: есть сведения, что вся эта история с безумием царя, к Навуходоносору не имеет отношения, а переделана под кальку с Набонида. Это становится очевидно из клинописных табличек. Книга Даниила – это всего лишь микстура истории с легендами – прим. переводчика.)

По определению, пророчество – это сообщение о будущих событиях. Как же тогда может время, в которое было дано это видение, говорить о каком-то большем исполнении, об исполнении на иудейском царе Седекии, о смещении его с трона (regime change), которое началось на много лет раньше этого видения? Не должно ли исполнение пророчества начинаться не перед, а после того, как пророчество было высказано? Поэтому время этого конкретного сна не только не имеет никакого значения, но в действительности может быть использовано как аргумент против применения этого сна к периоду, начавшемуся с разрушения Иерусалима, поскольку очевидно, что этот сон был дан через много лет после „своего исполнения”.

в) личность, которой было дано видение

Может ли личность того, кому было дано это видение, т.е. Навуходоносора, указывать на то, что это видение следует применить к предполагаемому 2520-летнему перерыву в правлении царей из династии Давида?

Да, действительно Навуходоносор был инструментом в исполнении этого перерыва. Но разве это возможно, чтобы угнетающее владычество Навуходоносора одновременно символизировало владычество Иеговы, выраженное через династию Давида и в то же самое время в течение «семи времён» безумия его полная неспособность царствовать символизировала мировое господство языческих народов? А может быть во время своего семилетнего безумия он играл две роли: (1) его бессилие представляло 2520-летний перерыв в правлении царей из династии Давида, а (2) его животное состояние изображало правление „язычников” на земле?


стр 250:

Как видите, параллель между буквальным и предполагаемым бо́льшим исполнением выглядит сильно мутно и натянуто, и это большее исполнение становится сильно запутанным и сложным. Такое исполнение представлялось бы более вероятным, если бы это видение было дано последнему иудейскому царю, а не Навуходоносору, не правда ли? Разве вместо Навуходоносора царь из царской династии Давида не был бы более естественным образом и представителем той династии, а потеря власти таким царём на «семь времён» разве не была бы более естественным символом потери власти царской линией Давида?

Становится очевидным, что личность того, кому было дано видение не является ясным указанием на ещё одно исполнение пророческого видения, кроме того исполнения, которое растолковал сам пророк Даниил.

г) тема видения

Нам не придётся теряться в догадках о теме этого видения, потому что тема этого видения раскрыта непосредственно в самом видении, в Даниила 4:14, а именно: «дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и даёт его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми».

Разве столь ясно продекларированная тема этого видения указывает на то, что оно нацелено на будущее, на время установления божьего Царства его Христа?[29]


[29] Понимание Писания – Insight on the Scriptures, Vol. 1 (1988), p. 134.


Чтоб прийти к такому выводу нужно вычитать в этих словах то, чего на самом деле в них не сказано. Иегова всегда был верховным правителем над человечеством, хотя не всегда его верховенство признавалось каждым. Но Давид понимал это, когда говорил:

Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. — Псалом 102(103):19
Царство Твоё – царство всех веков, и владычество Твоё во все роды. — Псалом 144(145):13

Таким образом Иегова всегда управлял историей человечества и изменял ход событий по своей воле:

Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным — Даниила 2:21

Для Навуходоносора и всех остальных царей это было тем уроком, который им следовало усвоить. И тот период времени, который последовал за опустошением Навуходоносором Иудеи и Иерусалима, не был исключением или прекращением верховного владычества Иеговы, хотя царская династия Давида и прекратила своё правление. Народы земли не стали высшими правителями на это время. Иегова предпринял меры против Вавилонской империи, возбудив Кира, захватившего Вавилон в 539 г. до н.э. (Исаия 45:1), а в последствии Александр Великий сокрушил Персидскую империю.


стр 251:

Далее: выражение «ничтожнейший из людей» в Даниила 4:14 вовсе не указывает на Иисуса Христа как единственно возможную кандидатуру, поскольку Иегова в своей власти над людьми много раз свергал могущественных и высоких царей и возвышал униженных.[30] На это обратила внимание через много веков и Мария, мать Иисуса:


[30] Комментируя заявление в Даниила 4:14, что Бог даёт Царство «кому хочет», ОСБ заявляет: «Мы знаем, что „тот”, кого избрал Всевышний на „Царство” – это Христос Иисус». — «Истинные мир и безопасность – из какого источника?» (True Peace and Security – From "What Source?, Brooklyn, N.Y.: Watchtower Bible and Tract Society, 1973, p. 74.)


Он [Бог] действовал могущественно своей рукой, рассеял тех, кто высокомерен в помыслах своего сердца. Свергнул с престолов имеющих власть и возвысил незначительных. — Луки 1:51, 52, НМ

Следовательно, когда святой ангел в видении Навуходоносора провозгласил, что «Всевышний владычествует над царством человеческим, и даёт его, кому хочет, и поставляет над ним уничижённого между людьми», похоже он просто объявил всеобщий принцип управления Иеговой над людьми. Ничто не указывает на то, что он объявляет пророчество об установлении Мессианского Царства с Иисусом Христом на троне. Тема этого видения – что Всевышний владычествует над царством человеческим – была раскрыта на возгордившемся Навуходоносоре, который на своём опыте понял этот всеобщий принцип. (Даниила 4:31-34) Во все поколения, любой читающий о выпавшем на долю Навуходоносора унижении, сможет понять эту истину.

Б-3: Шаткое основание под вычислениями 2520 лет

Как уже было показано в главе 1, вычисления, согласно которым «семь времён» представляют собой 2520 лет, основаны на так называемом принципе «день за год».

ОСБ больше не принимает эту идею как всеобщий принцип. Его перенял Пастор Рассел от Вторых Адвентистов, но уже второй президент Общества – Дж. Рутерфорд отверг его в 1920-х и начале 1930-х.[31] Пророческие


[31] Чтоб навсегда избавиться от идеи о принципе день за год, см., стр. 111-126 в работе Сэмюела Трегеллеса (Samuel P. Tregelles), Некоторые замечания о пророческих видениях книги Даниила – Remarks on the Prophetic Visions in the Book of Daniel, опубликованной ещё в 1852. Здесь даётся ссылка на 7 издание (London: The Sovereign Grace Advent Testimony, 1965).


стр 252:

2300 вечеров и утр (Даниила 8:14) а также 1260, 1290 и 1335 дней (Даниила 12:7, 11, 12; Откровение 11:2,3; 12:6, 14), которые ранее трактовали как годы, с тех пор истолковывают исключительно как дни.

Два библейских текста (Числа 14:34 и Иезекииля 4:6), которые ранее цитировались в доказательство принципа «год за день», не считают более стихами, устанавливающими универсальный принцип толкования, хотя в случае вычисления этого особого 2520-летнего периода продолжают цитировать их. Как было показано в сноске 2 главы 1, даже маловероятно, чтобы принцип «день за год» следовало применять к «семидесяти седминам» из Даниила 9:24-27. В том пророчестве слово день даже не используется, но слово «недели», или буквально «семёрки». Поэтому, вместо того, чтобы переводить те буквальные «недели» в дни, а потом применять к ним принцип «год за день», тематическая связь с 70 годами из второго стиха сильно наталкивает на превалирующее заключение о том, что ангел просто умножал 70 лет на 7: «Семь раз [или: семикратно] семьдесят [лет] предписано...», или «Неделя по семьдесят [чего? – ну конечно же лет... Там, чуть раньше говорилось же про 70 лет...]». (В Библии, из-за древности языка и низкого развития культуры письменной передачи информации, много двусмысленностей и недосказанностей. Рассудительный человек в таких случаях не станет навязывать кажущиеся ему выводы, но всегда будет оставлять место сомнению, как оно и записано по древней неосторожности – прим. переводчика.)

Даже ярые приверженцы теории «день за год» обнаружат, что невозможно оставаться непротиворечивым во всех случаях, применяя предполагаемый „всеобщий принцип”, согласно которому дни в пророчествах о временах и сроках всегда означают годы. Например, когда Бог сказал Ною: «Через семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней» (Бытие 7:4), – они не пытаются истолковывать это как «Через семь лет Я буду изливать дождь на землю сорок лет». Или когда Иона сообщил жителям Ниневии, что «ещё 40 дней и Ниневия будет разрушена» (Иона 3:4) они не понимают это как будто Ниневия должна была подвергнуться разрушению через 40 лет. Можно и дальше приводить примеры.[32]


[32] Дополнительные примеры вы найдёте в работе Мильтона Терри (Milton S. Terry) Biblical Hermeneutics (Grand Rapids: Academie Books, 1974; reprint of the 1883 edition), pp. 386-90.


Поэтому очевидно, что применять этот принцип к «семи временам» из Даниила 4 – весьма своевольное решение, особенно если применяющие его к этому месту Писания не применяют его больше ни к одному другому пророчеству о временах и сроках. Чем же они объясняют своё столь непоследовательное поведение? Как и другие приверженцы вычисления 2520 лет, ОСБ в качестве аргумента апеллируют к Откровению. Они говорят, что «семь времён» (безумия Навуходоносора) – это 2520 дней, потому что в Откровении 12:6, 14 «Время, времена и полвремени» (3 1/2 времени) приравнены к 1260 дням. Но почему-то 2520 дней они считают как 2520 лет, а 1260 дней из Откровения они так и понимают, как 1260 буквальных дней. Но если истолкование «семи времён»


стр 253:

выведено из трёх с половиной времён Откровения (1260 дней), почему к этим двум периодам применяется такая непоследовательность? Откуда нам знать, что предполагаемые 2520 дней должны означать годы, но в случае 1260 дней – это не так? А вдруг и вовсе наоборот? От кого это истолкование зависит?[33]


[33] Ч. Т. Рассел был, по крайней мере, последовательным, когда заявлял, что оба периода нужно считать годами, "ибо если три с половиной времени – 1260 дней (лет), то семь времён будут ровно вдвое большим периодом: 2520 лет». — Исследование Писания, том 2; (впервые опубликовано в 1889), стр. 91.


Как видите, нет основания считать, что «семь времён» равны 2520 лет.

Б-4: «Семь времён» – действительно семь лет?

Да, пресловутые «семь времён» безумия Навуходоносора часто понимают как 7-летний период времени. Но тот, кто знаком с жизнью Навуходоносора, хорошо знает, что такое понимание наталкивается на большую проблему, т.к. трудно найти за все 43 года царствования Навуходоносора такие 7 лет, в течение которых его не было бы на троне или он был бы неактивен как правитель.

Как же нам найти за все 43 года царствования такие 7 лет, в течение которых Навуходоносор отсутствовал на троне и не был бы вовлечён ни в какие царские дела? В приведённой ниже таблице приводится список тех лет, за которые у нас имеются как библейские, так и небиблейские источники, из которых видно, что Навуходоносор явно продолжает активно править на своём троне.

Как видите, вся документально подтверждённая деятельность царя исключает всякую возможность отсутствия его на троне в течение 7 лет. Самый долгий период, за который мы не имеем сведений о его деятельности, протянулся с 37-го по 43-й год, или около 6 лет. Этот период окончился его смертью, но как мы помним, после своего безумия он был восстановлен на троне и некоторое время ещё правил. – Даниила 4:23, 33.

Так как же быть с этими «семью временами»? Должны ли мы их обязательно считать годами, как то общепринято полагать?

На самом деле, на оригинальном, арамейском языке слово «времена» в тексте книги Даниила в ед. числе (и́ддан) имеет значения «время, период, сезон» и может описывать любой фиксированный и определённый период времени.[34] Нужно сказать, что не только ОСБ полагает, что в Даниила 4 стихах 13, 20, 22, 29 речь идёт о годах. Такое понимание можно найти и в древних источниках.


[34] Сравни использование этого же слова в Даниила 2:8 («вы хотите выиграть время»), 2:9 («пока пройдёт время»), 2:21 («он изменяет времена и лета»), 3:5,15 («В то время, как услышите звук трубы») ,7:12 («продолжение жизни дано им только на время и на срок»), и 7:25 («они преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени»).


стр 254:

Документально подтверждённая деятельность Навуходоносора

События

Источник информации

год Н. на троне

год до н.э.

Битва при Кархемише.

Дан. 1:1-2; Иер. 25:1, 46:2

BM 21946

год коронации

605

Вторжение в Иудею и первая депортация

год коронации

605/4

Военная кампания в Хатти

BM 21946

1-й год

604/3

Сон Н. об истукане

Дан. 2:1-...

2-й год

603/2

Военная кампания в Хатти

BM 21946

2-6 годы

603-599/8

Строительная деятельность Н.

Царская надпись
(Berger, AOAT 4:1, p. 108)*

7-й год

598/7

Вторая депортация,
Иехония уведён в Вавилон

4Цар. 24:11,12; 2Пар. 36:10;
Иер. 52:28; BM 21946

7-й год

597

Кампания в Хатти и Тигр

BM 21946

8-9 годы

597-596/5

Мятеж в армии Н., планы по восстанию среди пленных дошли до Иудеи. Иеремия шлёт письма пленникам. Н. выступает в Хатти

BM 21946; Иер. 28:1-...;
Иер. 29:1-3, 4:30

10-й год

595/4

Кампания в Хатти

BM 21946

11-й год

594/3

Строительная деятельность Н.

Царская надпись
(Berger, AOAT 4:1, p. 108)*

12-й год

593/2

Осада Иерусалима на 2,5 года, опустошение и третья депортация

4Цар. 25:1-...; Иер. 32:1-2, 52:4-16

15-18 годы

589-587

Иезикииль предск. осаду Тира

Иез. 26:1,7

18-й год

587

Н. осаждает Тир 13 лет

И.Флавий, Древн. X:xi,1; Ап. I:21

19-32 годы

586-573/2

Иез. подтверждает конец осады

Иез. 29:17,18

33-й год

573/1

Н. напал на Египет, как предсказано

BM 33041

(Иер. 43:10-...; Иез. 29:1-16, 19-20)

37-й год

568/7

Н. умер, коронация Евил-Меродаха

Иер. 52:31-34; 4Цар. 25:27-30

43-й год

562/1

* AOAT 4:1 = Alter Orient und Altes Testament, Vol. 4:1 (Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1973.)

( Древний Восток и Ветхий Завет )


стр 255:

Так, в греческом переводе Септуагинта (LXX) в этом месте применили слово «годы». Так же поступил и Иосиф Флавий в Иудейские Древности X:x,6. Но ранние христиане отказались от Септуагинты в пользу перевода Феодотиона (Theodotion) (обычно датируемого около 180 г. до н.э.), где в 4 главе Даниила применено слово «времена» (греч. КАИРОИ).[35]


[35] Так как в Новом Завете много цитат из Даниила больше согласуются с греческим текстом Феодотиона, по сравнению с Септуагинтой, считают, что первый основан на ранней, дохристианской текстуальной традиции и мог быть или независимым переводом, или переработанной версией Септуагинты. — Джон Коллинз (John J. Collins), Даниил – Daniel (Minneapolis: Fortress Press, 1993), pp. 2-11. См. также Петер Коксон (Peter W. Coxon), Ещё один взгляд на безумие Навуходоносора – Another look at Nebuchadnezzar's madness, в работе A. S. van der Woude, там же (см. сноску 25 выше), pp. 213-14.


То, что на ранних стадиях некоторые евреи под словом «времена» понимали «годы», видно из так называемой Молитвы Набонида – фрагментарного документа на арамейском, найденного среди свитков Мёртвого моря в Кумране, пещера 4, и датированного примерно 75-50 гг. до н.э.. В этом любопытном тексте в самом начале записаны такие слова: «Я, Набонид, был поражён злою язвою семь лет» в оазисе г. Тема.[36]


[36] Недавние восстановление и перевод текста Молитвы Набонида – см. у Варух Левин и Анна Робертсон (Baruch A. Levine and Anne Robertson) в работе Уильяма Хэлло (William W. Hallo, ed.), В контексте Писания – The Context of Scripture, Vol. I (Leiden: Brill, 1997), pp. 285-86. Большинство учёных считают, что история о «семи временах» безумия изначально относилась к Набониду, а Молитва Набонида отражает раннюю традицию. Придерживаются того мнения, что книга Даниила приписывает этот случай Навуходоносору потому, что он был лучше известен евреям, чем Набонид, которого практически не было в Вавилоне. Тем не менее, в поддержку этой теории нет свидетельств, и вполне может быть обратное, что Молитва Набонида является более поздней, искажённой версией рассказа Данила. — сравни с комментариями Д. Дж. Вайсмана (D. J. Wiseman), там же (см. сноску 28 выше), pp. 103-105.


Какие ещё можно найти варианты? Понимая, что буквальное значение арамейского слова И́ДДАН – не «год», а «период» или «сезон» (время года), Ипполит (Hippolytus, III в. н.э.) сообщил, что некоторые считают «время» как одно время года, или сезон. Тогда «семь сезонов» составят меньше 2 лет. На что епископ Феодорит (Theodoret, V в. н.э.) заметил, что у людей в древности, таких как вавилоняне и персы, было только два времени года – лето и зима: время засухи и сезон дождей.[37] Таков был обычай и среди древних евреев. В Библии тоже нет упоминаний о весне и осени, только о лете и зиме. По этой линии рассуждений, «семь сезонов» безумия Навуходоносора означают три с половиной года.


[37] Э. Дж. Янг (E. J. Young), там же (см. сноску 23 выше), p. 105. Д-р Г. Ньюман (H. Neumann) подтверждает, что в Месопотамии существовало только два сезона: «безоблачное и сухое лето с мая по октябрь, и облачная и дождливая зима с ноября по апрель».— Ганц Ньюман (Heinz Neumann), Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes, Vol. 85 (Wien 1995), p. 242.


стр 256:

Некоторые наиболее выдающиеся консервативные учёные современности, работающие на поле Библии, такие как Карл Кайл и Эдвард Янг (Carl F. Keil and Edward J. Young) или же отклоняют теорию о том, что «семь времён» из Даниила 4 равны семи годам, или же очень в этом сомневаются. А ассириолог Дональд Вайсман даже предположил, что «семь времён» следует понимать как семь месяцев.[38] Любой из последних взглядов приемлемо согласуется с тем, что нам известно о правлении Навуходоносора.


[38] Дональд Вайсман (Donald J. Wiseman) в работе Дж. Д. Дугласа (J. D. Douglas, ed.) Новый Библейский словарь – New Bible Dictionary, 2-е издание (Leicester, England: Intervarsity Press,1982), p. 821. Д-р Вайсман объясняет, что понимание значения слова 'iddan из Даниила 4 «возникло из моего взгляда, что «месяц» мог бы быть подходящим «периодом», потому что природа болезни Навуходоносора... едва ли имела рецидивы». — Письмо Wiseman-Jonsson от 28 мая 1987. Сравни обсуждение Вайсмана болезни Навуходоносора в работе Б. Палмера (B. Palmer, ed.), Медицина и Библия – Medicine and the Bible, (Exeter: The Paternoster Press, 1986), pp. 26-27. (Ну да: едва ли какой-то человек долго протянет на одной травке... – прим. переводчика.)


Некоторые, конечно же, укажут на Откровение, гл. 12., аргументируя свои доводы тем, что коль 3 1/2 «времени» в стихе 14 соответствуют 1260 дням (= 3 1/2 годам) из стиха 6, то и семь времён должны означать 2520 дней или 7 лет.

Тем не менее, нет основания делать вывод, что тот способ, которым «времена» используются в Откровении автоматически следует переносить на весь библейский контекст. Фактом остаётся то, что поскольку арамейское И́ДДАН означает просто «время, период, сезон», то оно может относиться к периодам разной длительности. Оно не указывает на один и тот же фиксированный период везде, где только встретится. Его значение всегда определяется по смыслу контекста. И даже если кто-то сможет показать, что «время, времена и полвремени» из Даниила 7:25 означает 3 1/2 года, это всё равно не доказывает, что «семь времён» или «периодов» (New American Standard Bible) или «сезонов» (Rotherham, Tanakh) из Даниила 4:13, 20, 22 и 29 означают «семь лет». В этих двух главах рассказывается о совершенно разных происшествиях и периодах, и следовательно, их не следует смешивать.

Выше мы уже видели, что нет доказательств тому, что «времена язычников» из Луки 21:24 могут указывать на «семь времён» из Даниила 4. Также нет свидетельств тому, что «семь времён» безумия Навуходоносора служат прообразом другого периода, составляющего 2520 лет господства „язычников”. И наконец, было продемонстрировано отсутствие доказательств тому, что «семь времён» означают семь лет. Такое сравнение является не более чем безосновательной догадкой, не основанной и на самой Библии.


Читать дальше.
Категория: Мои статьи | Добавил: sekyral (30.10.2010)
Просмотров: 1269