Мои статьи [104] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Пересмотренные Времена Язычников стр 236:
ПРЕДЫДУЩЕЙ главе было показано, что библейскому пророчеству о 70 годах можно найти такое место в истории, которое полностью согласуется с общепринятой датировкой опустошения Иерусалима 587 годом до н.э.. Означает ли это, что период Времён Язычников – 2520 лет – должен был начаться в 587 году до н.э., а закончиться не в 1914 году, а в 1934 году? А может для вычислений 2520 лет и вовсе нет здравых библейских оснований? А если всё-таки есть, то тогда какое значение следует придавать войне 1914 года – того года, на который отцы этой идеологии указали за десятилетия наперёд? В этой главе мы обсудим именно эти вопросы. Но сначала ознакомимся с уже имевшими место попытками найти окончание Временам Язычников в 1934 году. А. ПРОРОЧЕСТВО О 1934 ГОДЕ Идея об окончании Времён Язычников в 1934 году не нова. Британский толкователь, д-р Генри Граттан Гиннес (Henry Grattan Guinness), указал на 1934 год ещё в 1886 году в своей книге Свет последних дней – Light for the Last Days.[1] Д-р Гиннес использовал в своих вычислениях 3 различных календаря, что привело к образованию 3 различных по продолжительности периодов Времён Язычников: 2520, 2484 и 2445 лет соответственно. Кроме того, он также использовал несколько начальных точек отсчёта: первая из них пришлась на 747 г. до н.э., а последняя – на 587 г. до н.э. соответственно.[2] Это породило целую серию конечных дат, растянувшихся на периоде с 1774 г. по 1934 г. н.э., каждая из которых рассматривалась как важная дата в „пророческом расписании Бога”. [1] Г. Граттан Гиннес (H. Grattan Guinness), Свет последних дней – Light for the Last Days, (London, 1886).
[2] Остальными датами были 741, 738, 727, 713, 676, 650-647, и 598 гг. до н.э.. Так или иначе, но в 1934 году Времена Язычников должны были наконец-то окончиться, если отсчитать самый длинный из 3 периодов д-ра Гиннеса от самой последней даты начала отсчёта. А самыми важными датами в его схеме были 1915, 1917, 1923 и 1934 годы. стр 237: Кроме того, д-р Гиннес предсказал, что 1917 год, возможно, окажется наиболее важным годом, говоря о завершении времени языческого попрания Иерусалима. И после того как 9 декабря 1917 года британский генерал Эдмунд Алленби захватил Иерусалим и освободил Палестину от турецкого господства, многие усмотрели в этом подтверждение хронолигии Гиннеса. И вот, уже весьма многие интересующиеся пророчествами люди начали взирать с великими ожиданиями на 1934 год.[3] В их числе оказались также и некоторые последователи пастора Чарльза Тейза Рассела. [3] Похоже, что большинство этих толкователей не знали о том факте, что Гиннес сам, ещё в 1909 году, в своей книге На Скале – On the Rock
пересмотрел свою хронологию и «вычислил, что конец должен был бы
наступить в 1945 году, а не в 1934 году» - Дуайт Уилсон (Dwight Wilson),
Армагеддон настал! – Armageddon Now! Tyler, Texas: Institute for Christian Economics, 1991), pp. 90-91. (вот ссылка на эту книгу:http://freebooks.entrewave.com/freebooks/docs/a_pdfs/dwan.pdf
Последнее предложение на стр 42/13 гласит: До тех пор, пока этот
возглас усиливается продолжающимся кризисом на Ближнем Востоке, будет
расти даже ещё более оглушительный рёв о том, что «Армагеддон настал!» –
To the extent that this cry is reinforced by continuing crises in the
Middle East there will grow an ever more deafening roar of "Armageddon
Now!” А-1: Хронология пастора Рассела подвергается правке В пике организационного кризиса, постигшего Общество Сторожевой Башни за смертью Рассела в 1916 году, многие Исследователи Библии покинули мать-организацию и в 1918 году основали движение Исследователи Библии объединённые (Associated Bible Students), зарегистрированное как Пасторальный Библейский Институт (ПБИ) (The Pastoral Bible Institute).[4] [4] ПБИ возглавлял бывший член правления Общества Сторожевой Башни, которого Дж. Рутерфорд в 1917 г. незаконно сместил вместе с другими выдающимися членами. В том же году Пол Джонсон порвал с этой группой и основал Национальное Миссионерское Движение рядовых прихожан (The Laymen's Home Missionary Movement) – сегодня это одна из самых сильных групп, за исключением организации-прародителя. В начале 1920-х, ПБИ изменил разработанную Расселом хронологию Времён Язычников, что вызвало интересную дискуссию между этим движении, Национальным Миссионерским Движением рядовых прихожан и Обществом Сторожевой Башни (ОСБ). Статья, озаглавленная Сторож! сколько ночи? – Watchman, What of the Night?, опубликованная в периодическом издании ПБИ Вестник Царства Христа – The Herald of Christ's Kingdom за 15 апреля 1921 года, ознаменовала существенное отклонение от хронологической системы Пастора Рассела. Ответственным за эту переоценку, большей частью, был Р.Е. Стритер (R. E. Streeter) – один из пяти редакторов „Вестника”. Его взгляды, воспринятые и другими редакторами, отражали растущую обеспокоенность значительной части Исследователей Библии (как видно из писем, приходивших почти со всех концов земли), которые испытывали сильное недоумение «из-за кажущегося провала в исполнении многого из всего того, на что народ Господа надеялся и к этому времени ожидал понять».[5] Вот, например, какие вопросы поднимались в то время: [5] Вестник Царства Христа – The Herald of Christ's Kingdom, 15 апреля 1921 года, стр.115. (Здесь речь идёт об учении Рассела о Великом «Божественном плане веков», который оставался «тайной» для человечества, но в конце времени он полностью будет совершён, довершён и «понят» божьим народом. Об этом, например, см. Исследование Священного Писания рассела том 2 глава 5 в последнем абзаце. См. также Сторожевая башня 01.08.87, рус, абз 9 в статье «На сторожевой башне стою я» – прим. переводчика) стр 238: Почему церковь до сих пор не получила своего окончательного спасения и награды? ... Почему трудные времена до сих пор не прошли: не прошла старая система вещей, а перед этим Царство не было установлено в силе? Не может ли быть, что в нашей хронологии закралась какая-то ошибка?[6] [6] Там же, стр. 115, 116. Обращая внимание на тот факт, что предсказания Пастора Рассела на 1914 год не исполнились, в ПБИ пришли к выводу, что очевидно в прежних „пророческих расчётах” была допущена ошибка. Эту ошибку объяснили ошибочными вычислениями хронологии Времён Язычников: В результате тщательного исследования было обнаружено проблемное место, или отклонение в том, что мы считали нашей великой цепью хронологии. Оно обнаружено в связи с началом «Времён Язычников».[7] [7] Там же, стр. 118. Во-первых, приводились аргументы, что те 70 лет, которые раньше считались периодом опустошения, правильнее было бы называть «семьюдесятью годами служения». (Иеремии 25:11) Далее, ссылаясь на Даниила 2:1,37-38 указывалось, что Навуходоносор был «золотой головой» уже в его второй год царствования, и что он властвовал над другими народами, включая и Иудею, начиная с самого первого года, согласно Даниила 1:1. Следовательно, эра 70 лет началась за 18-19 лет до разрушения Иерусалима. Значит, это разрушение нужно перенести примерно на 19 лет вперёд – с 606 в 587 г. до н.э.. Но за дату 606 г. до н.э. всё равно продолжали держаться как за стартовую точку отсчёта времён господства „язычников”, поскольку продолжали считать, что передача власти „язычникам” началась с достижения Навуходоносором мирового господства. Таким образом, 1914 год обозначил конец этой передачи власти, но не обязательно полный конец осуществления власти и не полное падение „языческих правительств”, точно так же как и Иудейское царство не пало и не было свергнуто в полном и окончательном смысле, пока Седекия – вассальный царь Навуходоносора не был пленён через 19 лет после начала периода служения Вавилону. (Вот такой бессмысленной риторикой кормят верующих все эти хитрые пасторы, а воз и ныне там! – прим. переводчика.) Редколлегия „Вестника” делает такой вывод: Соответственно, Седекия был взят в плен в 587 году до н.э., а не в 606, а значит, хотя 2520-летняя передача власти язычникам, начавшаяся в первый год Навуходоносора в 606 г. до н.э., и истечёт в 1914 году, но всё же это не говорит о том, что полный конец Времён Язычников и полное падение „языческих” правительств произойдёт до 1934 года, или на 19 лет позже.[8] [8] Там же, стр. 120. стр 239: Чего же тогда можно было ожидать в 1934 году? Вестник Царства Христа объясняет: Логично заключить, что те великие перемены и события, свершение которых мы до сих пор ожидали в 1914 году, в свете вышесказанного логично было бы ожидать увидеть воочию где-то около 1934 года.[9] [9] Там же. За сим последовали статьи в выпусках Вестника за 15 мая и 1 июня с дополнительными свидетельствами необходимости таких перемен и ответами на вопросы читателей. Эти перемены вызвали большой интерес среди Исследователей Библии: Многие читатели с открытым сердцем писали нам о том, что они согласны с теми выводами, к которым мы пришли. .... С особым интересом мы получали сообщения от братьев из разных частей света (quarters), рассказывающих о том, как они, ещё за несколько месяцев или лет до получения нашего нынешнего понимания этого вопроса, сами были вынуждены провести исчерпывающую проверку хронологии и пришли к точно таким же выводам, что представлены и в ВЕСТНИКЕ – о 19-летней разнице в начале отсчёта Времён Язычников, и обнаружили, что всё свидетельствует за то, что мировое господство Навуходоносора началось уже в его первом году, а не 19-м.[10] [10] Вестник Царства Христа – The Herald of Christ's Kingdom за 1 июля 1921, стр. 163. Любопытно то, что в выпуске за 1 ноября 1921 опубликована статья, подготовленная ещё одним Исследователем Библии в 1915, в которой он представил свидетельства и выводы практически идентичные тем, что представил Р. Стритер, хотя он датировал разрушение Иерусалима 588-м, а не 587-м годом до н.э.. В последующих статьях Вестника ПБИ перенял 588 год. Поскольку этот человек не был связан с ПБИ, то предпочитал оставаться анонимным, подписывая статьи инициалами J.A.D.. Верийский Библейский Институт (The Beraean Bible Institute) – группа Исследователей Библии с главным управлением в Мельбурне, Австралия, тоже принял выводы редакторов ПБИ, что видно из их Народной Газеты – People's Paper за 1 июля и 1 сентября 1921, стр. 52, 68. А-2: Разногласия среди Исследователей Библии Но большинство групп Исследователей Библии отклонило выводы Пасторального Библейского Института. Первую контратаку предпринял П. С. Л. Джонсон (P. S. L. Johnson), основатель Национального Миссионерского Движения рядовых прихожан и редактор его периодического издания Настоящая истина – The Present Truth. стр 240:
Периодика, издававшаяся тремя крупнейшими группами Исследователей Библии, вовлечёнными в начале 1920-х в спор о времени исполнения Времён Язычников. стр 241: В выпуске за 1 июня 1921 он опубликовал ответную статью с характерным названием: „Сторож! сколько ночи?” – пересмотрено ('Watchman, What of the Night?' — Examined, стр. 87–93), в которой выступил в защиту понимания Пастором Расселом хронологии событий из Даниила 1:1 и 2:1, и 70-летнего опустошения, а также дополнил это понимание несколькими собственными аргументами. Затем последовали другие статьи в выпусках за 1 июля и 1 сентября.[11] [11] Статьи назывались „Древнеизраильский юбилейный год” пересмотрен – ’Ancient Israel's Jubilee Year’ Examined в выпуске Настоящей истины – The Present Truth, за 1 июля 1921, стр. 100-104, и "Новая хронология ПБИ пересмотрена – Further P.B.I. Chronology Examined в выпуске за 1 сентября, стр. 134-136. А в 1922 в „драку” ввязалось и ОСБ. По-видимому, хронологические изменения в Вестнике стали известны многим Исследователям Библии со всех сторон и стали причиной немалых волнений также и среди читателей Сторожевой башни. Это открыто признаётся в первой статье из серии статей на эту тему – «Времена Язычников», опубликованной в Сторожевой башне за 1 мая 1922: Примерно год назад начались какие-то волнения вокруг хронологии, ключевой аргумент которых состоял в том, будто бы брат Рассел представил неверную хронологию, а в особенности ошибся в отношении Времён Язычников. С годами волнения в отношении ошибки в хронологии продолжают нарастать, и некоторые обратились в активную оппозицию к тому, что писалось ранее. Это привело к возникновению обеспокоенности в умах некоторых дорогих овец Господа и побудило их поднять вопрос: Почему же СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ не скажет что-нибудь?[12] [12] Сторожевая башня, за 1 мая 1922, стр. 131 -132. Другими статьями, опубликованными в 1922, были Хронология (”Chronology” 15 мая, стр. 147-150), Семидесятилетнее опустошение (”Seventy Years' Desolation (Part I)”, 1 июня, стр. 163-168, "Seventy Years' Desolation (Part II)", 15 июня, стр. 183-187), Крепкий канат хронологии (”The Strong Cable of Chronology”, 15 июля, стр. 217-219), Любопытные письма: Ошибки языческого (букв. паганского) историка Птолемея (”Interesting Letters: Mistakes of Ptolemy, the Pagan Historian”, 15 августа, стр. 253-254 – написана Мортоном Эдгаром (Morton Edgar)), и Богом данные хронологические параллелизмы (”Divinely-given Chronological Parallelisms (Part I)”, 15 ноября, стр. 355-360). Начиная с этой статьи, ОСБ опубликовало серию статей в защиту хронологии Пастора Рассела. Вторая статья под названием Хронология, опубликованная в Сторожевой башне за 15 мая 1922, открывается словами выражения подтверждения веры в даты Рассела и ввела новую дату – 1925 год: У нас нет никаких сомнений в отношении хронологии, связанной с датами 1874, 1914, 1918, и 1925. Некоторые заявляют, что нашли новый свет в связи с периодом «семидесятилетнего опустошения» и израильского плена в Вавилоне, и ревностно пытаются побудить других поверить в то, что брат Рассел ошибался. стр 242: Аргументы, выдвинутые в этой и последующих статьях, во многом сходны с теми, что публиковались Полом Джонсоном (Paul S. L. Johnson), невольно ставшим в этой „битве” на стороне ОСБ, поддержав журнал Сторожевая башня серией новых статей в своей Настоящей истине, идущих параллельно со статьями в Сторожевой башне.[13] [13] Настоящая истина – The Present Truth за 1 июня 1922: «Некоторые недавние учения ПБИ – пересмотрены» (”Some Recent P.B.I. Teachings Examined”, стр. 84-87); 1 июля 1922: «Некоторые недавние учения ПБИ – пересмотрены» (”Some Recent P.B.I. Teachings Examined”, стр. 102-108); 1 августа 1922: «Новая хронология ПБИ пересмотрена» (”Further P.B.I. Chronology Examined”, стр. 117-122); 1 ноября 1922: «Некоторые ошибки в Каноне Птолемея» (”Some Mistakes in Ptolemy's Canon”, стр. 166-168). [Ишь, на что замахнулись... Так они скоро найдут некоторые ошибки в законах Кеплера и у Господа Бога. – сарказм переводчика :-) ] Эти контраргументы не долго оставались безответными. В Вестнике Царства Христа за 15 июня 1922 вышла статья: Состоятельность наших хронологических выводов – The Validity of Our Chronological Deductions, которая явилась опровержением аргументации, выдвинутой в защиту Пастора Рассела и его толкований Даниила 1:1 и 2:1. В выпуске за 1 июля вышла вторая статья: Ещё одно хронологическое свидетельство – Another Chronological Testimony, в которой разбиралось свидетельство из Захарии 7:5, а в выпуске за 15 июля вышла третья статья о периоде опустошения, снова подписанная таинственным мистером J.A.D. (См. сноску 10.) Постепенно споры улеглись. Редакторы ПБИ подытожили свои аргументы и опубликовали их в особом, двойном выпуске Вестника за 1–15 августа 1925 и ещё раз в выпуске за 15 мая 1926, а затем затихли в ожидании увидеть: что же им принесёт год 1934. С приближением 1934 года редакторы ПБИ заняли очень осторожную позицию: Если 19 лет были предназначены, чтоб указать точную продолжительность периода истечения Времён Язычников с 1915 года, то это привело бы нас примерно в 1933-1934. Но мы не знаем, что они были предназначены именно для этого, и у нас нет надёжных свидетельств точной продолжительности завершающей фазы Времён Язычников после 1915 года.[14] [14] Вестник Царства Христа – The Herald of Christ's Kingdom за 1 мая 1930, стр. 137. Такая осторожность оказалась мудрой, и когда 1934 год прошёл, они могли провозгласить: Те братья, которые внимательно читали страницы этого журнала, были хорошо осведомлены об особой осторожности и консерватизме, к которым призывались все в отношении установления дат и указания времён различных происшествий и событий. И это продолжает оставаться политикой редакции «Вестника».[15] [15] Вестник Царства Христа – The Herald of Christ's Kingdom май 1935, стр. 68. А на вопрос, почему 1934 год не увидел исчезновения „языческих народов”, давалось объяснение, что 1934 год следует рассматривать как приблизительную дату, и что «Судя по тому, как стр 243: развиваются на наших глазах события и факты в этот День Господа, мы верим, что они приведут нас к тому, что мы увидим завершение этой системы вещей, но скорее постепенное завершение, шаг за шагом, а не внезапное крушение и исчезновение всего в одно мгновенье времени, на что намекает и апостол Павел – „как мука родами постигает имеющую во чреве”».[16] Ухудшение ситуации в мире, приведшее ко Второй Мировой войне казалось подтверждает такой взгляд на вещи.[17] [16] там же, стр. 69.
[17] Год 1934 продолжали считать важной датой, занимающей «важное место в хронологических пророчествах». В поддержку этого заключения, редколлегия ПБИ сослалась на высказывание Эдвина Хилла (Edwin C. Hill, a press reporter of international reputation), о том, что «1934 был самым выдающимся годом. Произошло много важных событий и происшествий, повлиявших на судьбы всех народов земли и обозначивших этот год как один из самых значительных в истории – The Herald of Christ's Kingdom, May, 1935, pp. 71-72. (выделения добавлены) Годы 1914 и 1934 пришли и прошли, а „языческие” народы не отступают от власти на земле. Более того, число независимых наций с 1914 года напротив, утроилось: с 66 в том году до более 230 в нынешнее время. Выходит, что вместо завершения времён правления народов мы видим, что время верховенства отдельных народов в том году только началось! (Это связано со многими освободительными движениями в ХХ веке в бывших колониях бывших империй Великобритании, Франции и Испании + разодранные на части СССР, Югославия, Чехословакия. И все хотят „нэзалежно порулить”, хотя казалось бы Времена нэзалежного руления уже давно прошли... – прим. переводчика) В связи с этим встаёт ряд вполне уместных вопросов в отношении продолжительности Времён Язычников. Действительно ли период в 2520 лет имеет под собой хорошо обоснованное библейское вычисление? Упоминая в Луки 21:24 о временах язычников, действительно ли Иисус имел в виду «семь времён» безумия Навуходоносора? И следует ли переводить эти 7 времён в 2520 лет? Б. ВРЕМЕНА ЯЗЫЧНИКОВ — „СЕМЬ ВРЕМЁН” Когда в Луки 21:24 Иисус сослался на «времена язычников», или согласно собственному переводу ОСБ (Перевод нового мира, НМ) – «времена, назначенные? народам», разве он имел в виду те «семь времён» безумия, напавшего на вавилонского царя Навуходоносора во исполнение его же сна о срубленном дереве, о чём говорится в книге Даниила, гл. 4? Должны ли были те семь времён безумия иметь какое-то большее исполнение, кроме исполнившегося на самом Навуходоносоре, и представлять собой период в 2520 лет господства так называемых „язычников”? Вопреки множеству аргументов, выдвинутых ОСБ в поддержку этого своего предположения, прямого доказательства этому нет, а некоторые серьёзные возражения против этой идеи могут быть подняты. Это станет очевидным после внимательной оценки главных аргументов ОСБ, выдвинутых в их библейском словаре Понимание Писания – Insight on the Scriptures.[18] [18] См. статью «Времена, назначенные? народам» (”Appointed times of the nations”) в Insight on the Scriptures, Vol. 1 (Brooklyn, New York: Watchtower Bible and Tract Society, 1988), pp. 132-135. стр 244: Б-1: Предполагаемая связь между Луки 21:24 и Даниила 4 Верно, что в своём последнем великом пророчестве (Матфея 24, 25; Луки 21; Марка 13) Иисус «по меньшей мере, дважды сослался» на книгу Даниила.[19] В первом случае, упоминая о «мерзости, несущей опустошение» (НМ) Иисус прямо заявляет, что это «было сказано через пророка Даниила». (Матфея 24:15; Даниила 9:27, 11:31, 12:11.) А во втором случае, говоря о «великом бедствии (греч. ТЛИПСИС), какого не было от начала мира до сего дня» (Матфея 24:21, НМ), Иисус явно цитирует из Даниила 12:1: «И наступит время тяжкое [в раннегреческом переводе Септуагинта и переводе Феодотиона (Theodotion) используется такое же слово ТЛИПСИС, как и в Матфея 24:21], какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени». [19] Там же, стр. 133. Однако в случае Луки 21:24, мы не найдём никаких аналогичных явных ссылок на 4 главу Даниила. Слово «времена» (греч. КАИРОИ, мн. ч. от КАИРОС) в этом месте вовсе не является ясной ссылкой на «семь времён» из Даниила 4, чего так хочет Общество Сторожевой Башни.[20] [20] Там же. Это слово с широким значением, в единственном и множественном числе много раз встречается в Греческих Писаниях (Новом Завете), и около 300 раз в греческой Септуагинте Еврейских Писаний (Ветхом Завете). В Даниила 4 и Луки 21 слово «времена» совершенно ясно применяется к откровенно разным периодам: «семь времён» – к периоду безумия Навуходоносора, а «времена язычников» – к периоду «попрания Иерусалима». И эти два периода можно приравнять лишь применив к ним некое „большее” понимание или особый „пророческий смысл”, чего нет в самой Библии. Таким образом, предполагаемая связь между «временами язычников» из Луки 21:24 и «семью временами» из Даниила 4 оказалась не более чем домыслом. Б-2: Большее исполнение «семи времён» Общество Сторожевой Башни выдвинуло несколько аргументов в поддержку своего учения о том, что «семь времён» безумия Навуходоносора «служили прообразом» периода господства „язычников” до установления Царства Христа, а именно: а) так называемый выдающийся фактор времени, наблюдаемый во всей книге Даниила; б) то особенное время, в которое было дано видение о срубленном дереве; в) та особая личность, которой оно было дано, и наконец г) величественная тема видения. Давайте поближе рассмотрим эти аргументы. стр 245: а) фактор времени в книге Даниила Чтоб доказать, что «семь времён» из Даниила 4 связаны с «временами язычников», ОСБ выдвигает аргумент, говоря: «Исследование всей книги Даниила открывает нам, что в представленных в ней видениях и пророчествах повсюду виден выдающийся фактор времени», и что «эта книга неоднократно указывает на финал, образующий самую тему её пророчеств: установление универсального (т.е. всемирного) и вечного Царства Бога, осуществляющего свое правление через „Сына человеческого”».[21] [21] Там же, стр. 133-34. Хотя это и справедливо в случае некоторых видений книги Даниила, это не относится ко всем ним. Более того, мы обнаружим, что, ни одно другое видение или пророчество не имеет более одного исполнения.[22] Ничто ни в книге Даниила, ни где-нибудь ещё в Библии не указывает на то, что сон Навуходоносора о срубленном дереве в Даниила 4 имеет более одного исполнения. Даниил ясно выражается, говоря, что это пророчество исполнилось над Навуходоносором: «Всё это сбылось над царем Навуходоносором» (Даниила 4:25 [4:28 в других переводах Библии, в том числе НМ, где вначале кем-то вставлены три стиха хвалы Навуходоносора]). И в стихе 30: «Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором». Д-р Эдвард Янг (Edward J. Young) приводит такой комментарий: [22] Когда Иисус в своём предсказании опустошения Иерусалима дважды сослался на пророчество Даниила (Матфея 24:15, 21), он не наделил это пророчество вторым и „большим” исполнением. Сперва он сослался на «мерзость запустения». Эту фразу мы найдём в Даниила 9:27; 11:31, и 12:11. Изначально она появляется в 9:27, где она тесно связана одной темой с предыдущим стихом и, похоже, указывает на будущее бедствие, кульминация которого произошла в 70 г. н.э. с опустошением Иерусалима. То же справедливо и в случае его второй ссылки, когда он сослался на «великое бедствие» из Даниила 12:1. Действие обоих этих пророчеств Иисус направил, но не перенаправлял на то бедствие, которое постигло еврейский народ в 67-70 гг. н.э.. Это их единственное исполнение. Фразы и выражения, которыми пользовались ранние пророки впоследствии часто использовались или упоминались другими пророками. Делали они это вовсе не потому, что наделяли вторым и большим исполнением раннее, уже исполнившееся пророчество, а потому что они охотно пользовались «пророческим стилем речи» ранних пророков, используя подобные фразы, выражения, идеи, символы, метафоры и т.п. в своих пророчествах на будущее. Так, например, часто отмечалось, что апостол Павел в своём описании явления «человека беззакония» (2 Фессалоникийцам 2:3-5), заимствует пару выражений из пророчества Даниила о деятельности Антиоха IV Епифана (сравни Даниила 8:10-11; 11:36-37). букв. – закончилось, т.е. пришло к концу в том смысле, что было совершено или исполнилось по отношению к Нав.[23] [23] Эдвард Янг (Edward J. Young), Пророчество Даниила – The Prophecy of Daniel, (Grand Rapids: Wm. В. Eerdmans Publ. Co., 1949), p. 110. стр 246: В действительности же в большинстве глав книги Даниила не содержится материала, о котором можно сказать, что в нём предвещается «установление всемирного и вечного Царства Бога, осуществляющего своё правление через „Сына человеческого”». Судите сами: глава 1 рассказывает о приключениях Даниила и его товарищей при дворе вавилонского царя; глава 3 – о трёх евреях в раскалённой печи; глава 5 – о пире Валтасара, окончившемся захватом Вавилона; глава 6 – о Данииле во рву со львами; глава 8 – видение об о́вне и козле, кульминация которого приходится на конец тиранического правления Антиоха IV во втором столетии до рождества Христова.[24] [24] Так понимают это видение большинство комментаторов Библии. Заявление Даниила в стихах 8:17 и 19 о том, что «видение относится к концу времени» не следует автоматически понимать как указание на завершающий – эсхатологический „Конец света”. В Ветхом Завете такие слова и фразы как «день Господень», «конец» (еврейское КЕЦ) и «время конца» (сравни Амос 5:18-20, Иезекииль 7:1-6; 21:25, 29; Даниил 11:13, 27, 35, 40) «указывают скорее не на Конец Времени, а на инспирированный богом кризис, поворотный пункт истории, т.е. на какую-то точку в историческое время, а не на доисторическую или после-историческую дату». (Шемарьяху Тальмон (Shemaryahu Talmon), Литературные исследования древнееврейской Библии – Literary Studies in the Hebrew Bible, Jerusalem-Leiden: The Magnes Press ,1993, p. 171.) Попытка Антиоха IV разрушить еврейскую религию (о чём ОСБ лукаво умалчивает – прим. переводчика), как предсказано в Даниила 8:9-14, 23-26, определённо была таким «кризисом» и часто описывалась как «поворотный пункт истории». См., например, комментарии Аль Вальтерса (Al Walters) в Ежеквартальное католическое библейское обозрение – The Catholic Biblical Quarterly, Vol.55:4, 1993, pp. 688-89. И хотя пророчество о «семидесяти седминах» в главе 9 предвещает приход Мессии, в нём ничего не говорится об установлении его Царства. И даже длинное пророчество в последних главах – Даниила 11, 12, которое оканчивается великим бедствием и воскрешением «многих из спящих в прахе земли» явно не связывает это событие с установлением Царства Христа. Факты таковы, что ясные и прямые ссылки на установление царства Бога находятся лишь в главах 2 и 7 (Даниила 2:44-45 и 7:13-14, 18, 22, 27).[25] [25] Сравни со всесторонним изучением этого вопроса д-ром Рейнхардом Кратцем (Reinhard Gregor Kratz), в статье «Царство Бога и закон в книге Даниила и в будущей Иудее – Reich Gottes und Gesetz im Danielbuch und im werdenden Judendom», в работе A. S. van der Woude (ed.), Книга Даниила в свете новых находок – The Book of Daniel in the Light of New Findings (Leuven, Belgien: Leuven University Press, 1993), pp. 433-479. (См. особенно стр. 441-442, и 448.) Таким образом, каких-либо предпосылок для того, чтобы
призывать нас к вере в существование большего исполнения «семи времён»
безумия Навуходоносора просто не существует. б) время видения Если, как утверждает ОСБ, уже само время, в которое было дано это видение, должно указывать на большее исполнение, дав начало счёту 2520 летнего перерыва в правящей династии Давида, то это видение скорее должно было бы быть дано ближе к году, и даже желательно в год свержения Седекии с трона. стр 247: Когда время выхода пророчества имеет высокую важность и связано с его исполнением, тогда часто такие пророчества датируются. Так, например, обстоит дело с пророчеством о 70 годах. (Иеремия 25:1)[26] Почти все видения и пророчества в книге Даниила датированы: видение об „истукане” – вторым годом Навуходоносора (Даниил 2:1), видение о четырёх зверях – первым годом Валтасара (Даниил 7:1), видение об о́вне и козле – третьим годом Валтасара (Даниил 8:1), пророчество о „семидесяти седминах” – первым годом Дария (Даниил 9:1), и последнее пророчество – третьим годом Кира (Даниил 10:1).[27] [26] См. главу 5 подраздел А-3.
[27] То что некоторые из приведенных дат видений Даниила тесно связаны с содержанием видений видно на примере глав 7 и 8, датированных соответственно 1-м и 3-м годами Валтасара. Согласно «Сказанию о Набониде» ("Verse Account of Nabonidus" BM 38299), Набонид «вверил царство» своему сыну Валтасару «когда уже почти начался его третий год». (J. В. Pritchard, Древние ближневосточные тексты, связанные с Ветхим Заветом – Ancient Near Eastern Texts Relating to the Old Testament, Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1950, pp. 312-13) Так как первый год Набонида приходится на 555/54 г. до н.э., то его 3-й, а следовательно и 1-й год Валтасара приходится на 553/52 г. до н.э.. Далее: согласно Сиппарскому цилиндру именно в этом году – в 3 году Набонида – бог Мардук «поднял» Кира на восстание против его мидийского сюзерена (повелителя), царя Астиага. Как сказано в Летописи Набонида, Астиаг в конце концов через три года потерпел поражение в 6-й год Набонида, т.е. в 550/49 г. до н.э.. Едва ли можно назвать совпадением то, что прямо перед этим, в 3 году Валтасара (Даниила 8:1), т.е. в 551/50 г. до н.э. Даниил в видении был унесён в г. Сузы – будущая административная столица Персии, чтобы увидеть возникновение Мидо-Персидской империи в форме двурогого барана, который «бодал к западу и к северу и к югу». (Даниила 8:1-4, 20) Выходит, что его видение начало исполняться всего через несколько месяцев после явления, т.е. практически сразу. Это и есть пример того, когда «время видения» действительно имеет решающее значение. Но для видения о срубленном дереве из Даниила 4 никаких подобных дат не приводится, что несомненно было бы сделано, будь это важным. Единственная информация о времени находится в стихе 26, где сообщается, что видение исполнилось через 12 месяцев. Но хотя год царствования и не сообщается, всё же легко догадаться, что 7-летнее безумие Навуходоносора произошло ближе к концу его царствования. Основанием для такого утверждения может послужить его хвастовство своими достижениях, внезапно прерванное исполнением сна: Не это ли Вавилон оный великий, который силою могущества моего и в славу величия моего я устроил, чтоб он был столицею царства? — Даниила 4:27, ПАМ Когда, логичнее всего, Навуходоносор мог
произнести эти слова? Судите сами: за время своего долгого царствования
он предпринял множество строительных проектов во многих городах
Вавилонии. Клинописные надписи сообщают, что Навуходоносор был, главным
образом, строителем, а не воином. | |||
Категория: Мои статьи | Добавил: sekyral (30.10.2010) | |||
Просмотров: 1389 |