Приветствую Вас Гость!
Суббота, 01.02.2025, 07:07
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Карл Олоф Йонссон.Пересмотренные Времена Язычников.(Глава 5,продолжение 4)
Глава 5
СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ – ДЛЯ ВАВИЛОНА!
(продолжение 4)

Д: ЗАХАРИЯ 1:7-12

Первое утверждение о 70-летнем периоде в книге Захарии появляется в видении, данном Захарии «В двадцать четвертый день одиннадцатого месяца, – это месяц шеват, – во второй год Дария». (Захария 1:7)

Второй год правления Дария приходится на 520/519 г. до н.э., и 24 день 11 месяца может быть переведён как 15 февраля 519 г. до н.э. по юлианскому календарю.[40] Хотя иудеи возобновили работу над храмом в Иерусалиме 5 месяцами ранее (Аггей 1:1, 14-15), Иерусалим и города Иудеи всё ещё оставались в жалком состоянии. Вот почему ангел из видения Захарии поднял вопрос, который без сомнения волновал и многих репатриированных иудеев:


[40] Р. Паркер и В. Дабберстейн, (R. A. Parker и W. H. Dubberstein), Вавилонская Хронология: 626 г. до н.э.-75 г. н.э. – Babylonian Chronology: 626 B.C.-A.D. 75 (Providence: Brown University Press, 1956), p. 30. Это предполагает, что дата приводится по персидской системе счёта с отдельным годом восхождения на престол. Если Захария применяет иудейскую систему без отдельного года восхождения на престол, то дата должна быть установлена годом ранее – февраль 520 г. до н.э. (См. обсуждение этой проблемы Э. Дж. Бикерманом (E. J. Bickerman) в Библейское обозрение – Revue Biblique, Vol. 88, 1981, pp. 19-28). Общество Сторожевой Башни принимает светскую дату правления Дария, как это видно, например, на стр. 124 книги Рай для человечества восстановлен теократией! – Paradise Restored to Mankind – By Theocracy! (Brooklyn, N.Y.: Watchtower Bible and Tract Society, 1972).


Захария 1:12
Итак, ангел Иеговы отвечал и сказал: „О Иегова воинств, сколько ещё ты сам будешь не проявлять милосердие к Иерусалиму и городам Иуды, которые ты осуждаешь эти семьдесят лет?” (НМ, с англ.)


стр 226:

Д-1: Осуждение – на 70 лет или на 90?

По словам ангела, Иегова осуждал Иерусалим и города Иуды 70 лет. Общество Сторожевой Башни применяет эти 70 лет осуждения («негодования» [indignation] KJV, ASV, «гнева» [wrath] NEB) к периоду 607-537 гг. до н.э., таким образом приравнивая их к 70 годам из Иеремии 25:10-12 и 29:10.[41] Но это очевидно, что причина, по которой ангел поставил этот вопрос об осуждении, состояла в том, что во 2 год Дария (519 г. до н.э.) Иегова всё ещё не проявлял милосердия к городам Иудеи. А может ангел хотел сказать, что Иегова осуждал Иерусалим и города Иудеи 70 лет до 537 г. до н.э., и затем продолжал проявлять неприязнь к ним ещё почти 18 лет до 519 г. до н.э.? Это бы растянуло период неприязни почти до 90 лет, вместо 70.[42]


[41] Рай для человечества восстановлен теократией! стр. 131-134.


[42] Общество Сторожевой Башни пытается объяснить это противоречие приводя доводы, что Иегова осуждал города Иуды 70 лет до 537 г. до н.э., но допускал языческим народам нести это осуждение аж до времени Захарии, таким образом создавая впечатление, будто Он всё ещё осуждал города Иуды! – там же стр. 131-134.
Также и с грамматической точки зрения трудно поддерживать идею о том, что 70 лет здесь относятся к периоду, который завершился много лет тому назад. Указательное местоимение «эти» (евр. зэх) означает что-либо близкое во времени или пространстве. Комментируя выражение «эти семьдесят лет» в Захарии 1:12, шведский гебраист д-р Сет Эрландссон (Seth Erlandsson) объясняет: «Буквально там говорится „эти 70 лет”, так же и в 7:5, что равносильно „уже 70 лет [now for 70 years]”» (Письмо Эрландссона Йонссону, датированное 23 декабря 1990). Вот, очевидно, почему профессор Хинкли Митчелл (Hinckley G. Mitchell) переводит эту фразу как «сейчас/данный момент 70 лет [now 70 years]» в обоих текстах. – H. G. Mitchell in S. R. Driver, A. Plummer, & C. A. Briggs (eds.), Международный критический комментарий. Критический и экзегетический комментарий книг Аггея, Захарии, Малахии и Ионы – The International Critical Commentary. A Critical and Exegetical Commentary on Haggai, Zechariah, Malachi and Jonah, (Edinburgh: T. & T. Clark, 1912), pp. 123-24, 199-200.


Но «негодование» или «гнев» ясно указывают на разорённое состояние городов Иуды, включая Иерусалим и его храм, которое началось после разрушения Иерусалима в 587 г. до н.э.. Это состояние всё ещё преобладало, как это видно из ответа Иеговы на вопрос ангела:

   А потому вот что сказал Иегова: „Я обязательно обращусь к Иерусалиму с милостью. Мой собственный дом будет построен в нём”, – таково изречение Иеговы воинств, – „и мерная ле́са протянется над Иерусалимом”.
   Провозгласи далее, говоря: „Вот что сказал Иегова воинств: Мои города будут снова переполнены добротою; и Иегова обязательно снова почувствует сожаление к Сиону и снова изберёт Иерусалим”.
(Захария 1:16, 17, НМ, с англ.)


стр 227:

Если считать с 587 г. до н.э., то это негодование длилось теперь, к 519 году, уже почти 70 лет, или 68 лет, если быть совсем точным. А если отсчитывать от начала осады 27 января 589 г. до н.э. [которую милостью Иеговы к Иерусалиму никак нельзя назвать...] (4 Царств 25:1; Иезекииль 24:1-2; Иеремия 52:4), то это негодование продлилось почти точно 70 лет к 15 февраля 519 г. до н.э.. Работы над закладкой фундамента были завершены лишь двумя месяцами ранее. (Аггей 2:18). С этого времени Иегова начал удалять своё негодование: «С этого дня Я дарую благословение». – Аггей 2:19, НМ, с англ..

Поэтому, кажется вполне ясным, что 70 лет упомянутые в этом тексте не относятся к пророчеству Иеремии, но просто ко времени, истёкшему в 519 г. до н.э. со времени осады и разрушения Иерусалима и храма в 589-587 гг..[43]


[43] К такому же выводу пришли и многие современные комментаторы. Дж. А. Томпсон (J. A. Thompson) к примеру, говорит: «Похоже, что в Зах. 1:12 обозначен интервал между разрушением храма в 587 г. до н.э. и его восстановлением в 520-515 гг. до н.э.». (Книга Иеремии – The Book of Jeremiah, Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1980, p. 514.) Д-р Кэрролл Штюльмюллер (Carroll Stuhlmueller) замечает, что «если мы просчитаем, начиная с вавилонских планов по первой осаде Иерусалима (590/589; 4 Царств 24:10) и до времени этого видения (520), то семьдесят лет выходят с удивителеьной точностью!» – Штюльмюллер (Stuhlmueller), Восстановление с надеждой. Комментарий к книгам Аггея и Захария. – Rebuilding with Hope. A Commentary on the Books of Haggai and Zechariah, (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publ. Co., 1988), p. 64.


То что 70 лет охватывают период от разрушения храма в 587 г. до н.э. до его восстановления в 520-515 гг. до н.э. также подтверждается и следующим текстом книги Захарии, который мы сейчас рассмотрим.

Е: ЗАХАРИЯ 7:1-5

Снова, записанное в этом отрывке событие датировано точно: "в четвертый год царя Дария… в четвертый день девятого месяца". (Захария 7:1). Эта дата приходится на 7 декабря 518 г. до н.э. (по юлианскому календарю).[44]


[44] Паркер и Дабберстейн (Parker & Dubberstein), там же, (сноска 40 вверху), p. 30.


Захария 7:1-5
Более того, произошло то, что в четвёртый год царя Дария явилось слово Иеговы к Захарии, в четвертый [день] девятого месяца, [то есть] кислева. И Вефиль послал Шарецера и Регем-Мелеха и его людей


стр 228:

смягчить лицо Иеговы, обращаясь к священникам, которые при доме Иеговы воинств, равно и к пророкам, говоря: „Плакать ли мне в пятый месяц, осуществляя воздержание, так же само, как я поступал эти ох как много лет?” И слово Иеговы воинств продолжало являться мне, говоря: „Скажи всем людям этой земли и священникам: Когда вы постились и было причитание в пятом [месяце] и в седьмом [месяце], и это в течение семидесяти лет (хотя должно быть: „эти семьдесят лет (these seventy years)”, также как и в 1:12), действительно ли вы для меня постились, для меня ли?” – (НМ, переведено с англ.)

Е-1: Постились и плакали – 70 лет или 90?

Почему «все люди этой земли» постились и плакали в 5 месяце и в 7 месяце? Говоря о посте в 5 месяце, Общество Сторожевой Башни признаёт:

Он наблюдался, очевидно, в десятый день этого месяца (аб), чтобы увековечить память о том, как в тот день Навузардан, начальник телохранителей Навуходоносора, после двухдневной инспекции, сжёг город Иерусалим и его храм. (Иер. 52:12, 13; 4 Царств 25:8, 9) [45]


[45] Рай для человечества восстановлен теократией! – Paradise Restored to Mankind—by Theocracy!, стр. 235.


Далее, пост в 7 месяце был введён, «чтобы увековечить память убийства начальника Годолии, который был из царственного дома царя Давида и которого Навуходоносор поставил начальником земли для беднейших евреев, которым было позволено остаться после разрушения Иерусалима. (4 Царств 25:22-25; Иер. 40:13 по 41:10)».[46]


[46] Там же. – Захария 8:19 показывает, что дни поста и скорби в память о различных роковых событиях во время осады и разрушения Иерусалима приходились на 4 различных месяца: (1) в 10 месяце (по случаю начала осады Иерусалима в январе 589 г. до н.э., 4 Царств 25:1, 2); (2) в 4 месяце (по случаю захвата Иерусалима в июле 587 г. до н.э., 4 Царств 25:2-4; Иеремия 52:6-7); (3) в 5 месяце (по случаю сожжения храма в августе 587 г. до н.э., 4 Царств 25:8-9); и (4) в 7 месяце (по случаю убийства Годолии в октябре 587 г. до н.э., 4 Царств 25:22-25).


Но сколько времени уже евреи наблюдают посты в эти месяцы в память о разрушении Иерусалима и храма, и в память об убийстве Годолии? «Семьдесять лет», согласно Захарии 7:5. Год 518/517 был семидесятым, считая с 587 г. до н.э..[47]


[47] С конца августа 587 г. до н.э., когда был сожжён храм, и до декабря 518 г. до н.э. прошло 69 лет и около 4 месяцев. С октября 587 г. до н.э., когда оставшиеся в Иерусалиме евреи бежали в Египет и оставили Иудею таким образом в запустении, и до декабря 518 г. до н.э. прошло 69 лет и около 2 месяцев.


стр 229:

То, что в 518 г. до н.э. евреи всё ещё продолжали соблюдать эти посты в 5 и 7 месяце ясно из того факта, что люди из Вефиля пришли, чтобы спросить: «Но теперь-то, верные из остатка евреев восстанавливали храм Иеговы в Иерусалиме и уже сделали половину дела, следовало ли [им] продолжать соблюдать такой пост»?[48]


[48] Рай для человечества восстановлен теократией! – Paradise Restored to Mankind—by Theocracy!, стр. 235.


Если теперь датировать разрушение Иерусалима и храма 607 годом до н.э. вместо 587, то опять это приведёт к тому, что эти посты наблюдались бы в течение 90 лет вместо 70. И именно на это пошло Общество Сторожевой Башни в своей книге, которая цитировалась выше. Но в ней не даётся никаких объяснений такому несоответствию.[49]


[49] «Когда угнанные евреи постились в течение 70 лет, в течение которых земля Иуды была в запустении, а также в течение всех тех лет, после того, как остаток от них вернулся на свою родину, действительно ли они постились для Иеговы?» – Рай для человечества восстановлен теократией! – Paradise Restored to Mankind—by Theocracy!, стр. 237. (Выделение курсивом добавлено.)


Итак, Захария 1:7-12 и 7:1-5 дают очень сильное подтверждение тому, что 587 г. до н.э. является правильной датой разрушения Иерусалима. Как и в случае Иеремии 25:10-12; 29:10; Даниила 1:1-2 и 2:1, самое простое и прямое чтение Захарии 1:7-12 и 7:1-7 тоже находится в прямом противоречии с тем толкованием, которое даёт Общество Сторожевой Башни и для этих 70 лет.

Ж: Место 70 годам подневольного служения [в истории]

После детального исследования текстов, говорящих о 70 годах, были установлены определенные факты, которые нельзя игнорировать при любой попытке найти место 70-летнему периоду, которое бы находилось в гармонии и с Библией, и с фактами истории:
(1)

70 лет относятся ко многим народам, а не только к Иуде (Иер. 25:11);

(2)

70 лет означают подневольное служение этих народов, то есть вассальную зависимость от Вавилона (Иер. 25:11)

(3)

70 лет являются периодом вавилонского мирового господства: «когда исполнится Вавилону семьдесят лет» (Иер. 29:10, ПАМ)

(4)

70 лет исполнятся тогда, когда вавилонский царь и его народ будут наказаны, т.е. в 539 г. до н.э.. (Иер. 25:12)


стр 230:

(5)  

70 лет подневольного служения начались за много лет до разрушения Иерусалима (Иер, главы 27,28 и 35; Дан. 1:1-4; 2:1; 4 Царств 24:1-7; вавилонские хроники и Берос)

(6)

70 лет из Захарии 1:7-12 и 7:1-5 не имеют отношения к пророчеству Иеремии, но относятся к периоду от осады и разрушения Иерусалима в 589-587 до реконструкции храма в 520-525 гг. до н.э..

Но Общество Сторожевой Башни применило пророчество о 70 годах только к Иуде и периоду полного запустения земли, «без единого жителя», с последующим разрушением Иерусалима и храма в нём. Такое истолкование, как мы увидели, прямо противоречит каждому установленному выше библейскому и историческому факту.

Такое применение 70 годам, которое полностью противоречит и Библии, и фактам истории, не может иметь ничего общего с реальностью. Имея серьёзные намерения установить возможное применение этим 70 годам, такую альтернативу реальности необходимо отвергнуть в первую очередь. Общество Сторожевой Башни держится за эту альтернативу не потому, что может подтвердить её Библией или фактами истории, но потому что это необходимое условие для их вычислений продолжительности Времён Язычников, которые, по их предположению, составляют 2520 лет (607 г. до н.э.-1914 г. н.э.) и обязательно должны закончиться в 1914г. н.э..

Если только они откажутся от своего способа размещения 70 лет в истории, то их расчеты Языческих Времён, ведущие к 1914 г., тут же окажутся ложью, вместе со всеми пророческими заявлениями и измышлениями, которые тесно связаны с ними.

Ж-1: 70 лет: а может быть это приблизительное число?

Предыдущее обсуждение привело к выводам о том, что вскоре после битвы при Кархемише Иудея и множество окружающих её народов стали вассалами вавилонского царя. Означает ли это, что 70-летний период «для Вавилона» нужно применить к периоду 605-539 гг. до н.э.? Такое предположение приведёт к совершенно естественному возражению о том, что этот период составляет не 70, а чуть более 66 лет, что конечно же верно.

Как бы там ни было, но многие учёные убеждают в том, что числительное „семьдесят” в Библии часто используется [в символическом смысле] как „приблизительное число”. Оно встречается 52 раза в Ветхом Завете и имеет множество различных значений: мера веса и длины, количество людей, временны́е периоды и т.п..[50] Д-р Ф. Феншам (F. C. Fensham), обсуждая использование числительного „70” как в Библии, так и вне Библии, приходит к такому выводу:


[50] Вот некоторые примеры: 70 лет (Быт. 5:12; 11:26; Пс. 90[89]:10[11]); 70 дней (Быт. 50:3); 70 потомков Иакова (Быт. 46; Исх. 1:5; Втор. 10:22); 70 финиковых деревьев (Исх. 15:27); 70 старейшин (Исх. 24:1; Чис. 11:16; Иез. 8:11); 70 подчинённых хананейских царей (Суд. 1:7); 70 сыновей (Суд. 8:30; 12:14; 4 Царств 10:1).


стр 231:

Вполне вероятно, что оно используется в качестве символического числа, подобно семёрке. Используя семь и семьдесят, древние семиты пытались делать различие между малым и большим символизмом.[51]


[51] Ф. Феншам (F. C. Fensham), Числительное Семьдесят в Ветхом Завете и в семье Иеровваала, Ахава, Панаммува и Атирата . – The Numeral Seventy in the Old Testament and the Family of Jerubbaal, Ahab, Panammuwa and Athirat, // Palestine Exploration Quarterly, July-December 1977, pp. 113-115. Сравни также с Эрик Буровс (Eric Burrows), Числительное Семьдесят в симитском – The Number Seventy in Semitic, // Orientalia, Vol. V, 1936, pp. 389-92.


Когда „70” применялось к временны́м периодам, оно, должно быть, использовалось как уместный период наказания. В одной из строительных надписей ассирийского царя Асархаддона (680-667 гг. до н.э.), заявляется, что запустение Вавилона, после того как Сеннахерим разрушил его в 689 г. до н.э., должно было продлиться 70 лет, но бог Мардук в своей милости изменил этот период на 11 лет.[52] Двумя десятилетиями ранее, Исаия предрёк, что «забудут Тир на семьдесят лет, в мере дней одного царя». (Исаия 23:15) Пояснение Исаии о том, что 70 лет следует считать «в мере дней одного царя» часто понимают как нормальную продолжительность жизни царя, или, согласно Псалму 89:10, как среднюю продолжительность жизни человека, где число 70 точно не используется как точное число.


[52] В надписи сказано: «Семдесят лет как период его запустения, он вписал (в книгу судьбы). Но милостивый Мардук – его гнев длился до сего момента, – перевернул (книгу судьбы) лицом к низу и распорядился о его восстановлении в одиннадцатом году». – Д. Д. Лукенбилл (D. D. Luckenbill), Древние записи Ассирии и Вавилонии – Ancient Records of Assyria and Babylonia, Vol. II (Chicago: The University of Chicago Press, 1927), p. 243. Как отмечает Лукенбилл: «Вавилонское числительное „70” перевёрнутое сверху вниз становится числом „11”, точно так же, как и наше перевёрнутое „9” становится „6”». (Там же, стр. 242. Сравни также с Р. Боргер (R. Borger) в журнале Журнал исследований Ближнего Востока – Journal of Near Eastern Studies, Vol. XVII, 1958, p. 74.) Так Асархаддон «объяснил» своё решение восстановить Вавилон после смерти его отца Сеннахерима в 681 г. до н.э..


Так что вполне возможно и, наверное, вероятно, что Иеремия использовал 70 лет подневольного служения как примерное число. Такое понимание поддерживается и тем фактом, что, кажется, не все окружающие Иуду народы (которые как раз и находятся в списке Иеремии 25:19-26) стали вассалами вавилонского царя в одно и то же время, в 605 г. до н.э.. Некоторые из них, похоже, были подчинены несколько позже. Таким образом, период подневольного служения не был одинаковой продолжительности для всех этих народов, хотя пророк и сказал, что все они должны были служить царю вавилонскому «семьдесят лет».


стр 232:

Ж-2: 70 лет «для Вавилона»: 609–539 гг. до н.э.

Хотя и верно, что подневольное служение для многих народов оказалось меньше чем 70 лет, пророчество не намекает явно на то, что эти 70 лет «для Вавилона» следует считать с 605 г. до н.э.. Следует помнить, что всем народам было предречено стать служителями Вавилона: «все народы должны служить ему и его сыну, и его внуку».[53] (Иер 27:7, НМ, с англ.) Некоторым народам пришлось подчиниться Вавилону даже ещё перед битвой при Кархемише в 605 г. до н.э.. Если же 70 лет «для Вавилона» отсчитывать со времени, когда Вавилон сокрушил Ассирийскую империю, выступая, таким образом, в роли [новой] доминирующей политической силы, тогда становится возможным даже ещё более точное применение этим 70 годам. Краткий обзор последних лет Ассирии сделает это более наглядным:


[53] Сыном и наследником престола Навуходоносора был Амель-Мардук. Его внуком, очевидно, был Валтасар, сын Набонида, который, согласно Р. П. Дугерти (R. P. Dougherty) был женат на Нитокрис, дочери Навуходоносора. – Р. П. Дугерти (R. P. Dougherty), Набонид и Валтасар – Nabonidus and Belshazzar, (New Haven: Yale University Press, 1929), pp. 30-32, 79. См. также Д. Дж. Вайсман (D. J. Wiseman), Навуходоносор и Вавилон – Nebuchadrezzar and Babylon, (Oxford: Oxford University Press, 1985), pp. 11-12.


АССИРИЙСКО-ВАВИЛОНСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ, 680-609 ДО Н.Э.

АССИРИЯ

ДО Н.Э.    

ВАВИЛОНИЯ

Асархаддон (12 лет)

680
669

680

668

Асархаддон (12+1 лет)

Ашшурбанипал (42 года)

668

627

667


648

Шамаш-шум-укин (20 лет)

647

 

 

Кандалану (21 + 1 год)

Ашшур-этил-илани (4 года?)

626

626

Син-шар-ишкун (11 лет?)

612

625

Набопаласар (21 год)

Ашшур-убаллит (2 года)

611-610

605

Ассирия повержена

609

До 627 г. до н.э. Ассирия удерживала господство над многими странами, включая Вавилонию и территорию Хатти. Но после смерти Ашшурбанипала в том году, власть Ассирии пошла на спад. Набопаласар, правитель южной Вавилонии, изгнал ассирийцев из Вавилона в 626 г. до н.э. и захватил трон. В последующие годы он успешно завоевал независимость для Вавилонии.

Самым важным источником по истории последних лет Ассирийской империи является хроника B.M. 21901, которая описывает события с 10 года Набопаласара до начала его 18 года царствования, т.е. с 616 по 608 гг. до н.э..


стр 233:

В 616 году до н.э. Набопаласар напал на ассирийцев и поразил их, но египетская армия под предводительством Псамметиха I пришла на помощь ассирийскому царю Син-шар-ишкуну и Набопаласар предпочёл удалиться в Вавилон.

К этому времени мидяне тоже начали атаковать Ассирию и в 614 г. до н.э. они взяли Ашшур, древнюю столицу Ассирии. После того, как город пал, Набопаласар, войска которого слишком поздно пришли на помощь мидянам, заключили союз с мидийским правителем Киаксаром.

В 612 г. до н.э. оба союзника напали на столицу Ассирии, Ниневию, захватили и разрушили её. Ассирийский царь Син-шар-ишкун погиб в огне. Его преемник, Ашшур-убаллит II, убежал в провинциальную столицу Харран, где обосновал своё правительство, продолжая заявлять о суверенитете Ассирии.

В течение последующих лет Набопаласар провёл успешные военные кампании в Ассирии и к концу 610 г. до н.э. он двинулся маршем на Харран, присоединившись к мидийским силам.[54] Ашшур-убаллит бежал, а город был захвачен и разграблен где-то между концом 610 и началом 609  г. до н.э..[55] В конце лета 609 г. до н.э. Ашшур-убаллит при поддержке большой египетской армии фараона Нехао предпринял последнюю попытку отбить Харран, но безуспешно. Это положило полный конец Ассирийской империи.


[54] Термин „Умман-манда”, который в хрониках используется для названия мидян, зачастую относился, или по меньшей мере включал в себя, и Скифов. Но в свете недавних исследований, эта гипотеза оказалась несостоятельной. См. обширное обсуждение Стефана Завадски (Stefan Zawadzki) в Падение Ассирии и мидо-вавилонские взаимоотношения в свете Хроники Набопаласара – The Fall of Assyria and Median-Babylonian Relations in Light of the Nabopolassar Chronicle, (Poznan: Adam Mickiewicz University Press, 1988), pp. 64-98.


[55] Согласно вавилонской хронике BM 21901 две армии выступили против Харрана в арахсами, 8 месяце, который в 610 г. до н.э. приблизительно соответствовал ноябрю по юлианскому календарю. После захвата города, они возвратились домой в аддаре, 12 месяце, который приблизительно соответствовал марту следующего, 609 г. до н.э.. Поэтому вероятнее всего город был захвачен в начале 609 г. до н.э.. – А. К. Грейсон (A. K. Grayson), Ассирийские и вавилонские хроники – Assyrian and Babylonian Chronicles, (Locust Valley, N.Y.: J. J. Augustin Publisher, 1975), pp. 95-96.


То, что 609 г. до н.э. обозначил полный конец Ассирийской империи является превалирующей точкой зрения среди современных ведущих специалистов. Вот некоторые их типичные высказывания:

Падение Ассирии – 609 г. до н.э.

«В 610 году вавилоняне и их союзники взяли Харран, и Ашшур-убаллит с остатками своей армии бежал через Евфрат под защиту египтян. Попытка (в 609) отбить Харран с треском провалилась. С Ассирией было покончено». – Профессор Джон Брайт (John Bright), История Израиля – А History of Israel,3rd ed. (Philadelphia: Westminster Ptess, 1981), p. 316.


стр 234-235:

В 609 г. до н.э. «Ассирия прекратила своё существованиеи её территорию заняли вавилоняне». – Профессор Д. Дж. Вайсман (D. J. Wiseman) в Новый Библейский словарь – New Bible Dictionary, J. D. Douglas (ed.), 2nd ed, (Leicester, England: Inter-Varsity Press, 1982), p. 101.

«В конце концов в 609 вавилоняне обратили в бегство ассирийцев и начали устанавливать свой контроль над Финикией, Сирией и Палестиной». Русский ассириолог М. А. Дандамаев в История человека – History of Humanity, Vol. III, ed. by J. Herrman & E. Zürcher (Paris, London, New York: UNESCO, 1996), p. 117.

«В 609 об Ассирии упоминают в последний раз как о всё ещё существующей, хотя и маргинальной формации на северо-западе Месопотамии. После того года Ассирия прекратила существование». – Стефан Завадски (Stefan Zawadzki), Падение Ассирии – The Fall of Assyria, (Poznan: Adam Mickiewicz University Press, 1988), p. 16.

Таким образом, 70 лет «для Вавилона» можно считать начиная с 609 г. до н.э.. С того года вавилонский царь считал себя законным преемником престола царя Ассирии, а в последующие годы он постепенно взял под свой контроль территории последней, начиная с серии кампаний в горах Армении на севере Ассирии.

Египетский фараон Нехао, после неудачной попытки отбить Харран в 609 г. до н.э., имел успех в овладении западными территориями, включая Палестину, на протяжении около 4 лет, хотя его контроль над этими территориями казался скорее обычным и слабым.[56] Но битва при Кархемише в 605 г. до н.э. положила конец его краткому присутствию на западе. (Иеремия 46:2) После серии успешных кампаний в Хатти, Навуходоносор ясно показал Нехао, что в действительности его ждёт участь Ассирийской империи и «никогда более не выходил царь египетский из земли своей, потому что царь вавилонский взял всё, что только принадлежало царю египетскому до реки Евфрат». (4 Царств 24:7, НМ, с англ.) [57]


[56] Сравни 4 Царств 23:29-34; 2 Паралипоменон 35:20–36:4. По поводу «обычного и слабого» контроля над западными территориями, см. комментарии Т. Дж. Джеймса (T. G. H. James) в издании Кембридж, История древнего мира – The Cambridge Ancient History, Vol. III:2 (see note 23 above), p. 716.


[57] Росс Винкл (Ross E. Winkle) пришёл к такому же выводу, что «поражение Ассирии является очевидным при выборе действительного начала семидесяти годам. Это справедливо по той причине, что Ассирия „ушла с пути”, а Вавилон стал действительно доминирующей державой на севере». – Р. Винкл (R. E. Winkle), Семьдесят лет Иеремии для Вавилона: Переоценка – Jeremiah's seventy years for Babylon: a re-assessment // Andrews University Seminary Studies (AUSS), Vol. 25:3 (1987), p. 296. Обсуждение Винкла текстов, говорящих о 70 годах (в AUSS 25:2, pp. 201-213, and 25:3, pp. 289-299) весьма похоже на то, что было опубликовано в первой редакции этой книги в 1983.


Если превосходство Вавилона считать с 609 г. до н.э. – тот год, которым обозначен полный конец Ассирийской империи, тогда до падения Вавилона в 539 г. до н.э. прошло точно 70 лет. Этот период можно назвать периодом в «семьдесят лет для Вавилона». (Иеремия 29:10) [58] А поскольку не все народы, которыми ранее управляла Ассирия, пришли под ярмо Вавилона в том же самом году, то для них «семьдесят лет» подневольного служения действительно оказались приблизительным числом, своим числом для каждого отдельного народа. [59]

Конец 5 главы.
Категория: Мои статьи | Добавил: sekyral (30.10.2010)
Просмотров: 884