Мои статьи [104] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Глава 5
СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ – ДЛЯ ВАВИЛОНА! (продолжение 3) стр 215:
В: ДАНИИЛ 9:1-2
Вавилонское господство было повержено, когда войска Кира персидского захватили Вавилон в ночь между 12 и 13 октября 539 г. до н.э. (по юлианскому календарю). Перед этим, в ту же самую ночь, Валтасар, сын царя Набонида и его соправитель на троне, узнал, что дни Вавилона были сочтены. Пророк Даниил, в своём истолковании надписей, сделанных чудесным образом на стене, сказал ему: «Исчислил Бог [дни или годы на] царство твоё и завершил его.» . . . В ту же самую стр 216: ночь Валтасар был убит, и царство было отдано «Дарию Мидянину» (Даниил 5:26-31, НМ, с англ.) Ясно, что назначенные Вавилону 70 лет закончились в ту же ночь. Этот внезапный крах Вавилонской империи побудил Даниила обратить внимание на пророчество Иеремии о 70 годах. Он говорит нам: Даниил 9:1-2 В первый год Дария, сына Ахашвероша, из рода мидян, который был поставлен царем над царством халдеев, в первый год его царствования я, Даниил, распознал по книгам число лет, в отношении которых слово Иеговы было к пророку Иеремии, для исполнения разорений Иерусалима, (а именно), семьдесят лет. (Даниил 9:1-2, НМ, с англ.)
Небезосновательно будет полагать, что теми «книгами», к которым обратился Даниил, возможно и было собрание свитков, содержащих пророчества Иеремии. Но источники для его исследования могли также быть ограничены лишь письмами Иеремии, которые он посылал угнанным в Вавилон евреям за 56 лет до того (Иеремия 29:1-32), первые из которых говорили о 70 годах «для Вавилона».[28] Несомненно, эти письма были ему, как минимум, доступны. Фактически всё содержание 9 главы Даниила и особенно молитва Даниила, записанная в стихах с 4 по19, тесно связано с содержанием писем Иеремии. Это обстоятельно продемонстрировал д-р Джеральд Х. Уилсон (Gerald H. Wilson).[29] [28] Еврейское слово в Дан. 9:2, переведённое как «книги» сэфари́м , множественное число от сэ́фэр , использовалось для описания разного рода письменных источников, включая юридические документы и письма. Таким образом слово сэ́фэр
также включает в себя и первое „письмо” Иеремии к пленникам в Вавилоне,
записанное в Иеремии 29:1-23. Стихи 25-32 этой же главы цитируются из
второго письма, посланного Иеремией иудейским изгнанникам возможно позже
в том же году или в начале следующего года.
[29] Джеральд Х. Уилсон (Gerald H. Wilson), Молитва Даниила 9. Размышления об Иеремии 29 – The Prayer of Daniel 9: Reflection on Jeremiah 29, // Журнал исследований Ветхого Завета – Journal for the Study of the Old Testament, Issue 48, October 1990, pp. 91-99. В-1 Понимал ли Даниил пророчество о 70 годах?
Когда Даниил утверждает, что он «распознал» (НМ, с англ.) в писаниях Иеремии пророчество о 70 годах, то что́ это означает? Означает ли это, что он «понял/понимал» (KJV, RV, ASV) смысл этого пророчества и попросту осознал, что этот период только что закончился? Или он просто говорит, что он «заметил» (Moffatt) [т.е. обнаружил] или «обратил внимание» (NASB) на указанные Иеремией 70 лет и [тогда] «попытался понять» (NAB) их [предназначение]? Использованный здесь еврейский глагол биноти́ (бин) может иметь все указанные выше оттенки значения. Однако, если Даниил имел трудности с пониманием стр 217: значения этого 70-летнего периода, то естественно ожидать, что после прочтения [книг], Даниил в своей молитве должен был бы взывать к Богу о понимании этого пророчества. Но Даниил ни разу во всей своей длинной молитве даже не упоминает 70 лет. Вместо этого, весь акцент в своей молитве он делает на угнанных в Вавилон иудеях и на тех условиях для их возвращения в Иерусалим, которые изложены в письме Иеремии.[30] [30] Сравните с обсуждением, сделанным Джеральдом Х. Уилсоном (Gerald H. Wilson, там же, стр. 94, 95.) Таким образом, вполне логично заключить, что у Даниила не было никаких проблем с пониманием 70-летнего пророчества. Как говорящий на родном языке иудей, он без проблем понимал, что в еврейском тексте Иеремии 29:10 говорится о 70 годах «для Вавилона», и что это было связано с периодом вавилонского превосходства. Учитывая тот факт, что это превосходство только что закончилось, Даниил мог сделать лишь один вывод: 70 лет завершились! Но больше всего Даниила волновало то, что́ мог означать конец этих 70 лет для его собственного народа – угнанных в Вавилон иудеев, а также для разорённого Иерусалима и разрушенного храма. Это и стало тем вопросом, который Даниил поднял в своей молитве. Он совершенно не собирался сообщать, сколько лет продолжалось запустение Иерусалима, но лишь вскользь сослался о пророчестве Иеремии о 70 годах. В противном случае Даниил бы противоречил Иеремии 29:10 (см. ПАМ), а этого быть не может. В-2 : Смысл молитвы Даниила
Согласно письму Иеремии, Иегова обещал, что «когда исполнится Вавилону семьдесят лет, тогда «Я посещу вас, и совершу над вами доброе Мое слово, касательно возвращения вашего на место сие». (Иеремия 29:10, ПАМ). Поскольку 70 лет «для Вавилона» уже закончились и «первый год» «Дария Мидянина» был уже в разгаре, то почему же тогда Иегова до сих пор не исполнил Своего обещания возвратить угнанных в Вавилон евреев обратно в Иерусалим (на «место», из которого они были депортированы, Иеремия 29:1, 20), чтобы таким образом положить конец опустошённому состоянию их города? Разве конец 70 лет «для Вавилона» не должен был означать последующий конец ссылки и опустошения Иерусалима? Что за задержка? Судя по словам молитвы Даниила, этот вопрос беспокоил его больше всего и был настоящей причиной его молитвы. В своём письме к ссыльным, Иеремия тоже объяснил, что по окончании 70 лет Иегова исполнит Своё обещание возвратить их в Иерусалим лишь при выполнении следующих условий: И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и [тогда] Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас стр 218: из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас. (Иеремия 29:12-14) Итак, условия, которые они должны были выполнить для того, чтобы быть возвращёнными в Иерусалим, состояли в том, что они должны были обратиться к Иегове, ища его с молитвой, исповедуя свои грехи, и начать слушаться голоса Его. А это было в точности то, что и делал Даниил: И стал я обращаться лицом своим к Иегове, (истинному) Богу, чтобы искать (его) с молитвой и прошением, с постом и вретищем, и пеплом. (Даниил 9:3, НМ, с англ.) Из молитвы Даниила, записанной в последующих стихах (4-19), ясно видно, что главным образом он пытался снискать прощение для своего народа, чтобы они могли возвратиться на свою родину. Он знал, что «разорения Иерусалима» и запустение земли были проклятием, предсказанным «в законе Моисея» (Даниил 9:13; сравни Левит 26 и Второзаконие 28), за нарушение ими закона Иеговы (Даниил 9:11). Он знал, что Иегова возвратил бы их на свою землю только тогда, если бы они обратились к Нему и начали слушаться гласа Его. Молитва Даниила как раз и демонстрирует осведомлённость об этих условиях, изложенных в законе (Второзаконие 30:1-6), которые Иеремия повторил и подчеркнул в своём письме. Очевидно, что интерес Даниила к пророчеству Иеремии о 70 годах был мотивирован волнующим открытием, что 70 лет «для Вавилона» уже завершились и приблизился конец запустению Иерусалима. (Вот чем был обеспокоен Даниил, а не документированием хронологических подробностей, к сожалению.) В-3: Связь 70 лет с «разорениями Иерусалима»
Исследуя письма Иеремии, Даниил видимо очень заинтересовался тем, что конец 70 лет «для Вавилона» был напрямую связан с концом запустения Иерусалима. Конец второго периода предполагает и зависит от конца первого: Только когда семьдесят лет Вавилона завершатся, Я посещу вас, и Я исполню моё обещание в отношении вас и приведу вас обратно на это место [Иерусалим]. (Иеремия 29:10, NRSV, переведено с англ.) стр 219: Вот оказывается почему, когда Даниил ссылается на пророчество Иеремии, то связывает эти 70 лет «для Вавилона» с Иерусалимом, говоря о них как о «числе лет… для исполнения разорений Иерусалима» (Даниил 9:2, НМ). [В ПАМ, переизданном Обществом Сторожевой Башни, записано так: «... число лет, в которые должно окончиться запустение Иерусалима».] Из письма Иеремии ясно исходит, что когда окончатся вавилонские 70 лет, тогда, как последствие, «окончится запустение Иерусалима» (возвращением пленников), и именно на этом последствии Даниил делает ударение в своих словах.[31] [31] Д-р К. Ф. Кэйль (C. F. Keil), один из величайших гебраистов XIX столетия, заметил в своём грамматическом анализе то, как Даниил связывает и в то же время различает эти два периода. Вот его выводы: «Следовательно, в первый год правления Дария Мидянина над царством халдейским, предсказанные Иеремией семьдесят лет достигли своей полноты; определённый Богом период запустения Иерусалима почти истёк». – К. Ф. Кэйль (C. F. Keil), Библейский комментарий к книге Даниила – Biblical Commentary on the Book of Daniel, (Edinburgh: Clark, 1872), pp. 321, 322. Однако, если читать эти слова вне контекста, тогда можно легко извратить их смысл, а именно, что Даниил якобы приравнивал 70-летний период к периоду запустения Иерусалима. Некоторые библейские переводчики поняли этот текст именно так. Например, перевод Танах (Tanakh), опубликованный Обществом Еврейских Публикаций (Jewish Publication Society) в 1985, говорит о «числе лет, которые … должны были стать сроком запустения Иерусалима – семьдесят лет». [с англ.] Похожим образом и Новый Международный Перевод (NIV) представляет Даниила говорящим так: «Я понял из Писаний … что запустение Иерусалима будет длиться семьдесят лет». [с англ.] Оба этих перевода, однако, попросту вольно перефразируют данный текст, который нигде не говорит ни о «сроке» запустения Иерусалима, ни о том, что он будет «длиться» 70 лет. Ни одного из этих слов нет в оригинальном тексте книги Даниила. Они были добавлены в попытке истолковать этот текст. Нет никаких веских причин, вынуждающих принять такое истолкование. Оно не только происходит из перефразирования текста, но также и прямо противоречит собственно пророчеству Иеремии.[32] [32] Некоторые критически настроенные учёные, которые полагают, что книгу Даниила написали в более позднее время, в конце правления Антиоха IV Епифана (175-164 гг. до н.э.), приводят доводы того, что более поздние писатели Библии – Ездра, Захария, и Даниил – постоянно переистолковывали и по разному применяли оригинальное пророчество Иеремии о 70 годах. Нет смысла обсуждать эти теории здесь, особенно ввиду того, что среди этих учёных существует много разногласий в отношении них. Следует заметить, что сам Даниил не приравнивает 70 лет к периоду запустения Иерусалима. Там есть лишь указание на истечение 70-летнего периода, а не на продолжительность этого периода как единого целого. Истёкшие 70 лет Даниил связал с «окончанием запустения Иерусалима». Но в двух процитированных выше переводах (Tanakh и NIV) эта мысль о том, что Даниил сфокусировал своё внимание на конце этого периода, напрочь отсутствует. Это потому, что они оба неправильно стр 220: перевели еврейское слово лемалло́т «исполнение, исполнять». Большинство переводов (включая английский Перевод нового мира) более точно соответствуют оригинальному тексту в этом отношении.[33] [33] Детальный грамматический анализ еврейского текста из Даниила 9:2 был получен от вышеупомянутого в сноске 27 лингвиста, который шаг за шагом проясняет точное значение этого стиха. В заключении, был предложен следующий перевод, в близком соответствии с оригинальным текстом: «В его [Дария] первый год царствования я, Даниил, установил, в писаниях, что число лет, которые согласно слову ЙХВХ к Иеремии пророку были бы полностью исполнены в отношении опустошённого состояния Иерусалима, было семьдесят лет». А посему, читая письма Иеремии, Даниил открыл для себя не то, что запустение Иерусалима будет длиться 70 лет (поскольку Иеремия такого нигде не утверждал), но что запустения Иерусалима не прекратятся до тех пор, пока не истекут семьдесят лет «для Вавилона». Пророчество [Иеремии] о «семидесяти годах» было сфокусировано на Вавилоне и его периоде превосходства, а не на Иерусалиме. И конечно же, конец господства Вавилона означал бы, как естественное следствие или второстепенный эффект, открытие перспективы на возвращение евреев в Иерусалим. Вот самое простое значение слов Даниила в свете того, что́ действительно было записано в письме Иеремии. Как только вавилонское превосходство внезапно сменилось мидо-персидским правлением и, таким образом, 70 лет «для Вавилона» и для его мирового господства завершились, Даниил, с помощью письма Иеремии, понял, что на очереди и завершение опустошения Иерусалима. Вот какова причина взволнованности Даниила и тех сильных чувств, которые выражены в его молитве. Г: 2 ПАРАЛИПОМЕНОН 36:20-23
В двух книгах Паралипоменон (Летописи) записана история Израиля до самого окончания высылки евреев в Вавилон. Эти книги, таким образом, должны были быть закончены временем немногим после этого события. Последние стихи из 2 Паралипоменон связывают исполнение пророчества Иеремии о 70 годах с победой персов над Вавилоном и с концом еврейского плена следующими словами: 2 Паралипоменон 36:20-23: 20 Кроме того, он [Навуходоносор] увёл тех, кто остался от меча, пленниками в Вавилон, и они стали служителями ему и его сыновьям до тех пор, пока королевство Персии не начало править; 21 чтобы исполнить слово Иеговы устами Иеремии, до тех пор, пока земля не получила возмещение за свои субботы. Во все дни когда она лежала в запустении она хранила субботу, чтобы исполнить семьдесят лет. стр 221: 22 А в первый год Кира, царя персидского, чтобы слово Иеговы устами Иеремии могло свершиться, Иегова возбудил дух Кира, царя персидского, так что он велел огласить [букв.: крику пронестись] по всему своему царству, а также и письменно, говоря: 23 «Вот что Кир, царь Персии, сказал: „Все царства земли Иегова, Бог небесный, дал мне, и он сам уполномочил меня построить ему дом в Иерусалиме, который в Иудее. Кто бы ни был среди вас, из его народа, Иегова, Бог его, да будет с ним. Итак, пускай идёт”». (НМ, с англ.) Можно заметить, что Летописец постоянно делает ударение на соответствии между пророчеством Иеремии и исполнением этого пророчества теми событиями, которые он записывает в стихах 20-23. Так, в стихе 20 он утверждает, что исполнилось пророчество из Иеремии 27:7: «И все народы должны будут служить и ему, и его сыну, и его внуку до тех пор, когда время и его собственной земле придёт». Это время Вавилона пришло, как объясняет Летописец, когда «королевство Персии начало править (т.е. в 539 г. до н.э.), чтобы исполнить слово Иеговы устами Иеремии ... чтобы исполнить семьдесят лет». Тем самым также исполнилось бы и предсказание в Иеремии 25:12 о том, что время Вавилона придёт тогда, «когда исполнятся семьдесят лет». Таким образом, Летописец, кажется, говорит ясно, что 70 лет были исполнены [или завершились] во время захвата Вавилона персами. Что усложняет задачу в нашем тексте, так это утверждение (выделенное курсивом выше) о «субботнем отдыхе» земли, которое вставлено в середину указания на пророчество Иеремии. Это привело некоторых учёных к выводу о том, что Летописец переистолковал пророчество Иеремии, применяя его к 70-летнему периоду запустения Иудеи.[34] [34] Смотри, к примеру, Авигдор Орр (Avigdor Orr), Ветхий Завет – Vetus Testamentum, Vol. VI (1956), p. 306, и Майкл Фишбейн (Michael Fishbane), Истолкование Библии в древнем Израиле – Biblical Interpretation in Ancient Israel, (Oxford: Clarendon Press, 1985) pp. 480-81. Но такое понимание не только конфликтует с пророчеством Иеремии, оно также противоречит Летописцу, акцентировавшему внимание на соответствии между оригинальным пророчеством Иеремии и его исполнением. Итак, что же в действительности хотел нам сказать Летописец, когда вставил заявление о субботнем отдыхе земли? Г-1: «Субботний отдых» земли
Поверхностное чтение 21 стиха создает впечатление, что Летописец утверждает, будто земля 70 лет радовалась субботнему отдыху, и будто бы это было предсказано самим Иеремией. Но Иеремия стр 222: не говорит о 70 годах словами о том, что земле было позволено получить возмещение за годы своего субботнего отдыха. В действительности же, в его книге вообще нет упоминания о субботнем отдыхе земли. Таким образом, слова летописца Ездры – «до тех пор, пока земля не получила возмещение за свои субботы. Во все дни когда она лежала в запустении она хранила субботу» – не могут быть исполнением «слова Иеговы устами Иеремии». Эти два предложения о субботнем отдыхе, как замечают комментаторы Библии, являются ссылкой на другое предсказание, находящееся в Левит, глава 26. Среди прочего, Левит 26 предостерегает, что если бы люди не исполняли закон о субботних годах (данный в предыдущей главе, Левит 25), то они были бы рассеяны среди других народов, а их земля была бы опустошена.[35] Вот как земля бы «получила возмещение за свои субботы»: [35] Согласно закону о субботних годах земля должна была наслаждаться субботним отдыхом каждые 7 лет, т.е. должна была лежать под паром и не обрабатываться. (Левит 25:1-7) Это «служило для уменьшения количества щелочей, соды и кальция, заносимых в почву ирригационными водами». – Варух А. Левин (Baruch A. Levine), The JPS Commentary: Книга Левит – Leviticus (Philadelphia, New York, Jerusalem: The Jewish Publication Society, 1989), p. 272. Несоблюдение этого порядка постепенно разрушило бы почву и радикально сократило бы урожайность. В то время земля получит в возмещение за свои субботы все дни, в которые она будет лежать в запустении, пока вы будете в земле врагов ваших. В то время земля будет соблюдать субботу, так как она должна получить компенсацию за субботы свои. Во все дни, когда она будет лежать в запустении она будет соблюдать субботу, по той причине, что она не соблюдала субботу в течение ваших суббот, когда вы проживали на ней. (Лев.26:34,35, НМ, с англ.) Как и Даниил ранее, писатель 2 Паралипоменон понял, что этим своим запустением Иудея исполнила то проклятие, что предсказано в законе Моисея. И потому он вставил это предсказание из Левит 26, чтобы показать, что после окончательной депортации евреев в Вавилон оно было исполнено точно так, как и было предписано Моисеем, «пока вы будете в земле врагов ваших».[36] Вставляя два предложения из Левит 26, Летописец не хотел сказать, что земля наслаждалась субботним отдыхом 70 лет, поскольку этого не было предсказано ни Моисеем, ни Иеремией. Он не говорит явно, сколько времени продлился отдых. Он говорит только то, что «все дни, когда она лежала в запустении она хранила субботу». – (2 Паралипоменон 36:20).[37] [36] Некоторые переводчики заключили цитату из Левита 26 скобками в тексте 2 Пар. 36:21, или поместили между тире (см. например шведский перевод 1917), чтобы обратить внимание на то, что этот отрывок не относится к Иеремии. [37]
В действительности же, субботний отдых земли продлился 49 лет: от
окончательного запустения и истребления 587 года до н.э., до возвращения
пленных в 538 г. до н.э.. Возможно это просто совпадение, но, согласно
закону о землевладении [см. Левит 25:28, 31, 39-41, и. т.д.], эти 49 лет
оказались ещё и максимальным периодом в течение которого еврей
мог быть лишён права собственности на потомственное наследство. Если он
становился настолько беден, что был вынужден продать свою землю, то
новый владелец не мог перепродать её до тех пор, пока её прежний
законный наследник не выкупил бы её обратно. Если же он не мог выкупить
её, то владелец должен был вернуть её ему в следующем юбилейном году. –
Левит 25:8-28. стр 223: Как и Даниила, Летописца больше всего интересовало возвращение изгнанников. Поэтому он и подмечает, что они оставались в Вавилоне до тех пор, пока оба пророчества не были исполнены: (1) пророчество Иеремии о 70 годах превосходства «для Вавилона», и (2) пророчество из Левит о запустении и субботнем отдыхе земли Иуды. Эти пророчества не следует смешивать или спутывать вместе, как это часто делается. Это не только потому, что они относятся к периодам разного рода и продолжительности; они также относятся и к разным народам. Но поскольку в этом случае эти два периода были тесно связаны друг с другом, и конец первого периода оказался условием для конца второго, то Летописец, как и Даниил, свёл их вместе. Г-2: Пророчество Иеремии о возвращении ссыльных
Многие комментаторы придерживаются того, что Летописец оканчивает 70 лет первым годом Кира (538/37 г. до н.э.) из-за того, что́ он написал в последних двух стихах: А в первый год Кира, царя персидского, чтобы слово Иеговы устами Иеремии
могло свершиться, Иегова возбудил дух Кира, царя персидского, так что
он велел огласить [букв.: крику пронестись] по всему своему царству, а
также и письменно, говоря: стр 224: Здесь Ездра вторично ссылается на «слово Иеговы из уст Иеремии». Если бы он сделал это для того, чтобы ещё раз указать на 70 лет, то это могло бы доказать, что Ездра окончил тот 70-летний период в 538/37 г. до н.э.. Но в этих стихах Ездра уже, на самом деле, говорит об указе Кира, позволяющем Иудеям вернуться на родину, [а не всё ещё о 70 годах]. Поэтому более естественно понимать его [вторую] ссылку на пророчество Иеремии как ссылку на те слова Иеремии, которые тот сказал сразу после своего предсказания 70 лет «для Вавилона» в Иеремия 29:10: Потому что так говорит ГОСПОДЬ, „Когда семьдесят лет завершатся для Вавилона, Я посещу вас и исполню Моё доброе слово о вас, чтобы привести вас обратно на это место” – Иеремия 29:10, NASB, с англ.. Заметьте, что пророк не говорит о том, что Иегова сперва посетил бы изгнанных и вернул бы их в Иерусалим, а уж затем, в результате этого возвращения, завершились бы 70 лет. Такое понимание применяет к этому пророчеству Общество Сторожевой Башни. Но в противоположность этому, пророк ясно утверждает, что сперва завершатся 70 лет, а после их завершения Иегова посетит изгнанников и они вернутся в Иерусалим. Поэтому те 70 лет должны были закончиться тогда, когда еврейские изгнанники всё ещё находились в Вавилоне! Так и произошло: Вавилон пал в октябре 539 г. до н.э., завоёванный Киром, царём персидским, исполняя, таким образом, пророчество о 70 годах «для Вавилона». В следующий год Кир издал указ, позволявший иудейским изгнанникам вернуться в Иерусалим.[38] Конец 70 лет во время падения Вавилона и возвращение евреев годом спустя – это два различных события, и во 2 Паралипоменон 36:22-23 Ездра говорит о втором из них. Поэтому, когда в этих стихах он [во второй раз] упоминает «слово Иеговы устами Иеремии», то указывает на вторую половину стиха 10 в главе 29 книги Иеремии. [38] Как обсуждалось ранее (глава 3, сноска 2), остаток изгнанных евреев вероятнее всего возвратился в 538 г. до н.э., а не в 537, как утверждает Общество Сторожевой Башни. [Дополнительное исследование Библии подтверждает эту вероятность – прим переводчика.] Итак, мы видим, что 2 Паралипоменон 36:20-23, как и Даниил 9:2, согласуется с пророчеством Иеремии о 70 годах. Летописец оканчивает этот 70-летний период тогда, когда иудейские изгнанники всё ещё продолжают оставаться в Вавилонии, когда «королевство Персии начало править» в 539 г. до н.э.. Он делает ударение на том факте, что депортированные евреи не могли возвратиться в Иерусалим до тех пор, пока 70 лет Вавилона не завершились, и пока земля не получила возмещение за свои субботы. После этого, во исполнение Иеремии 29:10б, в первый год Кира Иегова начал процесс возвращения евреев на родину. Точно понятые слова Летописца не могут означать, что запустение Иудеи после разрушения Иерусалима и храма в нём длилось 70 лет. стр 225: Последние два текста, которые мы обсудим – Захария 1:7-12 и 7:1-5, – иногда понимаются как две дополнительные ссылки на пророчество Иеремии о 70 годах, и Общество Сторожевой Башни смотрит на них точно так же. Но нет никаких оснований, чтобы прийти к такому выводу. Ни один из этих текстов никак не упоминает о пророчестве Иеремии (как например Даниила 9:2 и 2 Паралипоменон 36:21, 22), а контекст этих текстов прямо указывает, что 70 лет упомянутые там, должны иметь другое применение. К такому выводу приходят и многие комментаторы.[39] Следующее обсуждение покажет это воочию. [39] Д-р Отто Плёгер ( Otto Plöger), к примеру, замечает, что «здесь не делается ссылка на два текста в книге Иеремии». – д-р Отто Плёгер, (Dr. Otto Plöger), Последние времена Ветхого Завета – Aus der Spätzeit des Alten Testaments (Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1971), p. 69. Читать дальше. | ||
Категория: Мои статьи | Добавил: sekyral (30.10.2010) | ||
Просмотров: 1061 |