Мои статьи [104] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Глава 5
СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ – ДЛЯ ВАВИЛОНА! (продолжение 1) А-3: В какие рамки история помещает это пророчество о 70 годах.
Если эти 70 лет закончились в 539 г. до н.э., то когда же они начались? Ясно, что не в год опустошения Иерусалима, ведь промежуток от [исторически] установленной даты 587 г. до н.э. до 539 г. до н.э. составляет лишь 48 лет. Но поскольку эти 70 лет, как показано выше, относятся к периоду покорного служения Вавилону, а не к опустошению Иерусалима, то вопрос нужно сформулировать так: когда же начался период этого подневольного служения? стр 201: Прежде всего важно установить тот исторический фон, на котором давалось пророчество. Как отмечалось ранее, оно было высказано за 18 лет до разрушения Иерусалима и храма, «в четвертый год Иоакима» (Иеремия 25:1), то есть в 605 г. до н.э.. В том году произошло весьма знаменательное событие, которое имело важные последствия для Иудеи и её соседей. Этот год хорошо известен битвой при Кархемише (на реке Евфрат в северной Сирии) когда Навуходоносор наголову разгромил египетского фараона Нехао и его войско. Эта важная победа открыла путь вавилонскому царю в западные области, в Сирию и Палестину, которые несколько предыдущих лет контролировались Египтом (609-605 гг. до н.э.). Об этом выдающемся сражении и о том, когда оно произошло, также упоминается и в Иеремии 46:2: О Египте, и именно о войске Фараона Нехо, царя египетского, которое было на реке Евфрате при Кархемише, которое поразил Невухаднецар, царь вавилонский, в четвертый год Иоакима, сына Иосиина, царя иудейского» (ПАМ) Таким образом, пророчество о 70 годах было высказано в критический момент истории. Может ли быть такое, что Иудею и её соседей принудили стать вассалами и начать служить вавилонскому царю в том году? Исследование как раз обнаружило свидетельства, показывающее, что Иуда и ряд окружавших её народов начали приходить в подчинение Вавилону вскоре после битвы при Кархемише, начиная с 4 года Иоакима. В 1956 году профессор Д. Дж. Вайсман (D. J. Wiseman) опубликовал перевод вавилонской хроники B.M. 21946, которая охватывает период от последнего года Набопаласара (21-й год) и до 10 года (включительно) его сына и преемника Навуходоносора.[16] Эта табличка начинается кратким пересказом битвы при Кархемише и последующих событий. Ниже процитирована вся вступительная часть этой таблички целиком, поскольку она очень важна для нашей проверки: [17] [16] Д. Дж. Вайсман (D. J. Wiseman), Хроники халдейских царей – Chronicles of the Chaldean Kings, (Лондон: С любезного разрешения Британского Музея, 1961), стр. 66-75. [17] Эта цитата взята из новейшего перевода в книге А. К. Грейсона (A. K. Grayson) Ассирийские и вавилонские хроники – Assyrian and Babylonian Chronicles, (Locust Valley, N.Y.: J. J. Augustin Publisher, 1975), pp. 99, 100. стр 202:
[Год двадцать первый:] Царь Аккада оставался дома, (пока) Навуходоносор (II) – его старший сын (и) наследный принц, не снарядил [войско Аккада]. Он стал во главе своего войска и двинулся маршем к Кархемишу, который находится на берегах Евфрата. Он перешёл реку [чтобы столкнуться с войском египетским], которое расположилось у Кархемиша [. . .] И бились они друг с другом. Войско египетское отступило перед ним. Он нанёс поражение им (и) разбил их наголову. В области Емафа войско Аккада настигло остатки войска [египетского, которые] стр 203: пытались избежать поражения, и которые не были разбиты. Они (войско Аккада) нанесли поражение им (такое, что) ни один (египетский) человек [не вернулся] домой. В то время Навуходоносор (II) захватил весь Е[ма]ф.[18] [18] Емаф – область около реки Оронт в Сирии, где фараон Нехао, на месте, названом Ривла, расположил штаб египетской армии. После разгрома египетского войска, Навуходоносор выбрал то же самое место как плацдарм для своих операций на западе – См. 4 Царств 23:31-35; 25:6, 20-21; Иеремия 39:5-7; 52:9-27. Двадцать один год Набопаласар правил Вавилоном. В восьмой день месяца аб он умер. В месяце элул [т.е. 6 месяц] Навуходоносор (II) вернулся в Вавилон и в первый день месяца элул он взошёл на царский престол в Вавилоне. [19] [19] Набопаласар умер 8 числа месяца аб, что соответствует 16 августа 605 г. до н.э. (юлиан. календарь). Навуходоносор наследовал трон 1 элула (7 сентября 605). Таким образом битва при Кархемише в мае или июне произошла в тот же самый год, в год воцарения. Первый год его царствования начался следующей весной – с первого Нисана 604 г. до н.э.. Причина, по которой Библия датирует эту битву первым годом Навуходоносора (ср. Иер. 46:2 и 25:1) вероятно в том, что иудейские цари применяли систему без отдельного года воцарения, по которой год воцарения считался первым годом царя. См. Приложение к главе 2 «Годы царствования и методы их счёта». В год (своего) воцарения Навуходоносор (II) возвратился в Хатти. До месяца шабат [т.е. 11 месяц] он победоносно шествовал в Хатти. В месяце шабат он взял огромную добычу из Хатти в Вавилон. ... Год первый Навуходоносора (II): в месяце сиван [т.е. 3 месяц] он снарядил своё войско и пошёл в Хатти. До месяца кислев [т.е. 9 месяц] он победоносно шествовал в Хатти. Все цари Хатти предстали пред ним, и он получил тяжёлую дань с них. Хроника делает очевидными далеко идущие последствия поражения Египта при Кархемише. Сразу же после этой битвы летом 605 года до н.э. Навуходоносор начал захватывать подчинявшиеся Египту западные области, используя Ривлу в Емафе, Сирия, как свою военную базу. Ужасное истребление всей египетской армии у Кархемиша и в Емафе проложило путь к быстрой оккупации вавилонянами всего региона, и они, судя по всему, не встречали особого сопротивления. Во время этой победоносной кампании Навуходоносор узнал о смерти своего отца Набопаласара, поэтому ему пришлось вернутся в Вавилон, чтобы сохранить за собой престол, и он, очевидно, оставляет свою армию в Хатти для продолжения там военных действий. стр 204: Как замечает Вайсман, Хатти – это географическое название, которым в то время обозначали приблизительно Сирию-Ливан. В Энциклопедическом словаре Ассириологии – Reallexikon der Assyriologie, д-р Дж. Д. Хокинс (J. D. Hawkins) аргументированно замечает, что «в более широком смысле» в неё входили также Палестина и Финикия.[20] [20] Д. Дж. Вайсман (D. J. Wiseman), Навуходоносор и Вавилон – Nebuchadrezzar and Babylon, Oxford: Oxford University Press, 1985, p. 18; Энциклопедический словарь Ассириологии – Reallexikon der Assyriologie, Vol. 4 [ed. D. O. Edzard], 1972-1975, pp. 154-56. Естественно, что Иоаким должен был быть одним из «всех царей Хатти», которые в то время платили дань Навуходоносору. По этому поводу, Дж. П. Хайат (J. P. Hyatt) говорит: «По-видимому это произошло в 605 или же в следующем году – Иоаким покорился царю Вавилона, как описано в 4 Царств 24:1;… а в 4 Царств 24:7 сообщается, что „взял царь вавилонский всё, от потока Египетского до реки Евфрата”» – Дж. П. Хайат (J. P. Hyatt), Навуходоносор и история Иудеи в новом свете – New Light on Nebuchadnezzar and Judean History, // Journal of Biblical Literature, 75 (1956), p. 280. Где бы и чем бы НА САМОМ ДЕЛЕ ни была страна Хатти – это не важно. Важно, что называл страной Хатти сам Навуходоносор. А в этой хронике, ниже, он сообщает: «В 7-м году (598 г. до н.э.) в месяце кислиму царь Аккада созвал свое войско, направился в страну Хатти и осадил город Иудеи». Таким образом он сам сообщил, что в ту страну, которую он называл Хатти, входят и города Иудеи. После своего восхождения на трон в Вавилоне (7 сентября 605 г. до н.э.), Навуходоносор быстро возвращается на территорию Хатти, где он на протяжении нескольких месяцев «победоносно шествует» до «месяца шабат» (11 месяц, приходится на февраль 604 г. до н.э.). Очевидно, большинство стран на западе теперь перешло под контроль Вавилона, и поэтому он мог забрать тяжёлую дань в Вавилон, которая, в том числе, включала и пленников из Иудеи и близлежащих стран. Ниже будут приведены доказательства этому. В начале своего первого года царствования (июнь 604 г. до н.э.), Навуходоносор провёл ещё одну кампанию в Хатти, чтобы утвердить своё правление над побеждёнными территориями. О подобных кампаниях были сделаны записи и в последующие годы. Ясно, что после битвы при Кархемише, населявшие Хатти народы очень скоро стали вассалами Вавилона. 70 лет подневольного служения, очевидно, начали свой бег [задолго до разрушения Иерусалима и храма]. А-4: Вавилонская оккупация Хатти и Даниила 1:1-6
Навуходоносор не только подчинил своему правлению народы, окружавшие Иудею в 605 г. до н.э., но он также обложил Иерусалим осадой и увёл в плен некоторых иудеев в Вавилон в том же году. Это ясно описано в Даниила 1:1-6. Описывая это событие, Даниил утверждает, что всё это произошло «в третий год [царствования] Иоакима». При этом Иеремия говорит, что осада и депортация, по-видимому последовавшие за битвой при Кархемише, произошли «в четвёртый год Иоакима» (Иеремия 46:2). Это кажущееся противоречие привело ко многим дебатам, и для решения этой проблемы были предложены разные подходы. Но если, как указывалось в сноске 19, учесть различие между вавилонским и иудейским методами учёта года воцарения царей, то проблема отпадает сама собой. Ведь это вполне естественно, что, живя в Вавилоне в должности придворного чиновника, Даниил использовал вавилонскую систему подсчёта лет царствования (хоть он и был иудеем), применяя к иудейским царям тот же самый метод с отдельным годом восхождения на трон [что и к вавилонским, чтобы избежать путаницы]. Применение этого метода превращает 4 год Иоакима в его 3 год с отдельным годом восхождения на трон. стр 205:
В Даниила 1:1, 2 утверждается, что в это время «пришёл Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил [приступил обкладывать осадой (НМ, с англ.)] его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского». Это не обязательно означает, что после того как город был взят, Иоаким был уведён в плен в Вавилон. Выражение «попасть в чью-то руку» может означать просто «попал в подчинение». (Сравните Судей 3:10, Иеремия 27:6, 7 и схожие тексты). И здесь показательно то, что Иоаким капитулировал и стал плательщиком подати царю вавилонскому. На сей раз, очевидно в дань Навуходоносору, он отдал «часть сосудов дома Божия» (Даниила 1:2) Так как здесь явно указано, что начало подневольного служения приходится на начало правления Иоакима, Общество Сторожевой Башни выдвинуло несколько аргументов против естественного и прямого понимания этого текста. Так, они считают, что «третий год» царствования следует понимать как 3 год подчинения Иоакима Навуходоносору,* и выходит, что это был 11 и последний год его царствования (этот год приходился на 7 год Навуходоносора, или на его 8 год, если в счёт лет учесть год восхождения на трон) [*] [прим. переводчика.: см. например Внимайте пророчеству Даниила, Общества Сторожевой Башни, стр. 19, 32.] стр 206: Но это объяснение прямо противоречит Даниил 2:1, где рассказывается о том, как Даниил при дворе Навуходоносора объясняет ему его сон об истукане «во второй год» этого царя. Если Даниил был переселён в Вавилон в 7 году Навуходоносора, то как тогда он мог объяснять его сон во 2 году? И вот, чтобы сохранить своё истолкование, им пришлось изменить и это место Писания, т.е. заставить его говорить что-то ещё, кроме того, что в нём говорится прямым текстом. На протяжении многих лет они предлагали два разных объяснения. Последнее объяснение гласит: Даниил считал годы Навуходоносора от разрушения Иерусалима в 18 году его правления. Таким образом, 2 год Навуходоносора следует понимать как его 19 год (20-й, без отдельного года воцарения)! Итак, мы ещё раз обнаруживаем, что то, как Общество Сторожевой Башни трактует эти 70 лет, противоречит Библии, на этот раз стихам Даниила 1:1-2 и 2:1. Чтобы поддерживать свою теорию они вынуждены отвергнуть самое прямое и простое понимание этих текстов.[21] [21] Дополнительные комментарии к Даниила 1:1, 2 и 2:1 см. в Приложении к главе 5. То, что некоторые иудеи были уведены Навуходоносором в плен уже в год его воцарения, также подтверждает и Берос в своей «Истории Вавилона», написанной им в III в. до н.э.. Вот его рассказ о событиях того года: «Когда до отца его, Набопаласара, дошла весть об отпадении сатрапа, поставленного над Египтом и областями около Келесирии (Coele Cyria), Финикии, то он, не будучи больше в силах перенести трудности похода, передал некоторые части войска своего сыну своему, Набокодросору, находившемуся тогда в полном цвете лет, и послал его войной против возмутившегося сатрапа. Набокодросор столкнулся с ним и, дав ему сражение, одержал победу и снова привёл страну под свою власть». В это же время случилось, что отец его, Набопаласар, заболел в городе Вавилоне и скончался, процарствовав двадцать один год. Спустя некоторое время после этого Набокодросор узнал о смерти отца. Устроив дела в Египте и в остальных областях и вверив некоторым из друзей своих пленников иудейских, финикийских, сирийских и тех, которые набраны были из живущих в Египте народов, с тем чтобы доставить их вместе с тяжёлым войском и прочей добычей в Вавилонию, сам он двинулся в путь в сопровождении небольшой свиты и через пустыню прибыл в Вавилонию.[22] [22] [Я. И. Израэльсон Иосиф Флавий: «О древности иудейского народа или Против Апиона», книга I:19 ― напечатано в издании Иосиф Флавий: Иудейские древности, том 2 (Научно-издательский центр «Ладомир», Москва, 2003), стр. 479. Автор же, в своём английском издании этой книги, привёл цитату из следующего английского источника:] Стенли Майер Бурштейн (Stanley Mayer Burstein), Вавилоника Бероса – The Babyloniaca of Berossus (Malibu: Undena Publications, 1978), pp. 26, 27. стр 207: Таким образом, Берос подтверждает утверждение Даниила о том, что иудейские пленники были уведены в Вавилон уже в год восхождения Навуходоносора на трон. Это подтверждение текста Даниила 1:1 имеет высокую важность, поскольку, как было показано в главе 3, Берос черпал свою информацию из вавилонских хроник или источников близких к тем документам, изначально написанным в саму нововавилонскую эру.[23] Читать дальше. | |||
Категория: Мои статьи | Добавил: sekyral (30.10.2010) | |||
Просмотров: 976 |