Мои статьи [104] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Глава 4
АБСОЛЮТНАЯ ХРОНОЛОГИЯ НОВОВАВИЛОНСКОЙ ЭРЫ (продолжение 2) стр 169: Б. ТАБЛИЧКА САТУРНА (B.M. 76738 + B.M. 76813) Табличка планеты Сатурн – это один из наиболее важных астрономических текстов VII столетия до н.э.. Она восходит ко времени царствования вавилонского царя Кандалану (647-626 гг. до н.э.), который был предшественником Набопаласара, отца Навуходоносора. Её текст находится на двух кусках B.M. 76738 и B.M. 76813 разломанной таблички.[28] Впервые этот текст был описан в 1983 К. Б. Ф. Уолкером (C. B. F. Walker) в издании Бюллетень Общества исследований Месопотамии – Bulletin of the Society for Mesopotamian Studies.[29] Недавно были опубликованы транслитерация, перевод и подробное обсуждение текста, сделанные Уолкером.[30] [28] Занесена в списки как AH 83-1-18, 2109+2185 в каталоге Е. Лейти и др. (E. Leichty et al) Каталог вавилонских табличек Британского Музея – Catalogue of the Babylonian Tablets in the British Museum, Vol. VIII (London: British Museum Publications Ltd, 1988), p. 70, [29] Уолкер (C. B. F. Walker), Эпизоды из истории вавилонской астрономии – Episodes in the History of Babylonian Astronomy // Bulletin of the Society for Mesopotamian Studies, Vol. 5 (Toronto, May 1983), pp. 20, 21. [30] Уолкер (C. B. F. Walker), Вавилонские наблюдения планеты Сатурн в царствование Кандалану – Babylonian observations of Saturn during the reign of Kandalanu, в работе Н. М. Свердлова (N. M. Swerdlow) Древняя астрономия и гадания по звёздам – Ancient Astronomy and Celestial Divination (Cambridge, Massachusetts, and London: The MIT Press, 2000), pp. 61-76. Как объяснялось ранее (в подразделе А-1 выше), период обращения планеты Сатурн вокруг Солнца составляет 29,5 лет. Из-за обращения Земли вокруг Солнца Сатурн заходит за Солнце и исчезает из виду на несколько недель, а затем снова появляется с регулярными интервалами в 378 дней. В тексте Таблички Сатурна указаны даты (год царствования, месяц и день по вавилонскому календарю) и соответственные им положения Сатурна [относительно звёзд] во время его первого и последнего появления за 14 лет, идущие подряд, а точнее – за первые 14 лет Кандалану (647-634 гг. до н.э.). Имя царя, записанное лишь в первой строке, частично повреждено, но уверенно может быть прочитано как [Канд]алану. Имя же планеты нигде в тексте не упоминается, но наблюдения подходят только к Сатурну и ни к одной другой планете Как объясняет господин Уолкер: Имя планеты Сатурн в табличке не сообщается, а имя Кандалану можно восстановить всего лишь по нескольким оттискам в первой строчке. Тем не менее, совершенно определённо мы имеем дело с Сатурном и Кандалану. Сатурн – это самая медленно движущаяся планета среди видимых планет, и только Сатурн пройдёт указанные [в табличке] интервалы между [двумя] следующий один за другим первыми появлениями.[31] [31] Уолкер, там же, стр. 63. В нескольких местах текст повреждён и многие числа, обозначающие годы царствования – неразборчивы. Но годы 2, 3, 6, 7, 13 – не повреждены. стр 170: Кроме того, каждый год занимает две строки текста: одна для последнего появления Сатурна на небосводе, а вторая – для первого. Общее число строк в тексте, охватывающих 14 лет – 28. При такой структуре текста, можно с уверенностью восстановить все поврежденные числа, указывающие год царя: с 1-го по 14-й, по порядку. Большинство сделанных в табличке записей положений Сатурна во время его последнего или первого появления – разборчивы.[32] Запись за 8-й год сохранилась практически полностью, и приводится для примера: [32] В трёх случаях приведенные даты первого или последнего появления Сатурна сопровождаются словами: «не виден». Причиной этому в двух случаях указана облачность, а в ещё одном случае сказано «вычислено» (по той же причине). Как предположил Уолкер, «в этих случаях даты теоретической первой или последней видимости выводились, опираясь на те положения планеты, когда её фактически видели в первый или последний раз». – там же, стр. 64, 65, 74. Год 8, месяц 6, день 5: позади Борозды (звезда α+ Девы) – последнее появление. [33] там же, стр. 65. Как информация из этой астрономической таблички отражается на хронологии нововавилонской эры? Как уже отмечалось, период обращений Сатурна составляет 29,5 лет, т.е. за этот период Сатурн пройдёт по всей эклиптике. Но чтобы планету можно было увидеть снова в определённой точке (например, близ определённой и неподвижной звезды) эклиптики, и при том в то же самое время года, придётся ждать 59 солнечных лет (2х29,5). Но этот интервал, на самом-то деле, гораздо дольше, ведь в табличке указаны даты по вавилонскому лунному календарю. Уолкер это объясняет так: Полный цикл явлений Сатурна по отношению к звёздам составляет 59 лет. Но если наложить этот цикл на лунный календарь по 29 или 30 дней, тогда идентичные циклы повторяются в интервалах более 17 столетий. Так что дата рассматриваемого текста определяется без труда.[34] [34] там же, стр. 63. Другими словами, абсолютная хронология царствования Кандалану точно устанавливается Табличкой Сатурна, потому что тот образ положений планеты, который описан в тексте и закреплён за чётко указанными датами вавилонского лунного календаря, не повторится снова за более чем 17 столетий! Итак, упомянутые в документе первые 14 лет его царствования закреплены за 647–634 гг. до н.э.. И поскольку общее время царствования Кандалану может быть хронологически посчитано как 22 года (21 год + 1 год «после Кандалану»; см. подраздел А-2 выше), наша табличка устанавливает абсолютную хронологию его царствования как 647-626 гг. до н.э..[35] [35] В своём раннем обсуждении этой таблички, Уолкер отмечает, что образ явлений Сатурна, описанных в этом тексте, датированных по фазам Луны, «фактически будет повторяться примерно каждые 1770 лет» — C. B. F. Walker, «Эпизоды в истории вавилонской астрономии – Episodes in the History of Babylonian Astronomy», Bulletin of the Society for Mesopotamien Studies, Vol. 5 (Toronto, May 1983), p. 20. стр 171: Как и в предыдущем рассмотренном нами тексте (BM 32312), Табличка Сатурна ставит непреодолимую преграду на пути желающих растянуть хронологию нововавилонского периода. Если добавить 20 лет к этому периоду, тогда царствование Набопаласара, отца Навуходоносора, придётся отодвинуть с 625–605 назад к 645–625 гг. до н.э., а это в свою очередь потребует передвинуть и царствование его предшественника, Кандалану, с 647–626 назад к 667–646 гг. до н.э.. Но астрономические сведения, содержащиеся в Табличке Сатурна делают такие изменения полностью невозможными. В. ТАБЛИЧКИ ЛУННЫХ ЗАТМЕНИЙ Многие вавилонские астрономические таблички содержат записи о последовательно происходящих лунных затмениях, датированных годом, месяцем, а зачастую и днём царствующего в то время царя. В 1955 Абрахам Дж. Сакс внёс в каталог около 40 текстов такого типа с несколькими сотнями лунных затмений с 747 по 50 гг. до н.э., записанных в них.[36] [36] Abraham J. Sachs, Поздние вавилонские астрономические и связанные с ними тексты – Late Babylonian Astronomical and Related Texts (Providence, Rhode Island: Brown University Press, 1955), pp.xxxi-xxxiii.Seenos. 1413-30, 1432, 1435-52, and 1456-57. Перевод большинства из них теперь ищите в работе Г. Хунгера (H. Hunger) и др., Астрономические дневники и связанные с ними тексты из Вавилонии – Astronomical Diaries and Related Texts from Babylonia (ADT), Vol. V (Vienna, 2001). Примерно в трети этих текстов затмения упорядочены в 18-летние группы, видимому потому, что вавилоняне знали: образ лунных затмений повторяется с интервалом примерно 18 лет и 11 дней, или точно 223 лунных месяца (ещё точнее – 6585 1/3 дня). Вавилонские астрономы пользовались этим циклом, чтобы «предсказывать наперёд даты возможных затмений, по меньшей мере, уже к середине VI столетия до н.э., а вероятнее всего задолго до этого».[37] [37] Поль Алан Белью и Джон П. Бриттон (Paul-Alain Beaulieu & John P. Britton), «Ритуалы предсказания затмений в 8 год Кира – Rituals for an eclipse possibility in the 8th year of Cyrus», в Journal of Cuneiform Studies, Vol. 46 (1994), p. 83. Так как большинство учёных называют этот цикл затмений циклом сароса то и 18-летние тексты часто упоминаются как тексты цикла сароса.[38] В некоторых из них записано несколько последовательно идущих 18-летних интервалов, простирающихся на несколько столетий. [38] Греческое слово сарос (saros) происходит от вавилонского САР, которое на самом деле обозначает период в 3,600 лет. «Использование термина „сарос” для обозначения цикла затмений в 223 месяца – современный анахронизм, возникший от Эдмунда Халли (Edmund Halley) [Phil. Trans. (1691) 535-40] ... В Вавилоне же этот интервал называли просто: „18 лет”» — Beaulieu & Britton, там же, p. 78, note 11. стр 172:
Большинство текстов лунных затмений были составлены в эру Селевкидов (312-64 до н.э.). Есть сведения, что записи о затмениях брались вавилонскими астрономами из составленных ранее астрономических дневников. По-видимому, они имели доступ к большому количеству дневников ранних столетий.[39] Таким образом, даже если большинство дневников с самых ранних столетий отсутствуют, многие записи из них сохранились в этих выдержках. [39] «Почти определённо можно сказать, что эти записи о затмениях могли быть взяты только из астрономических дневников» — A. J. Sachs, «Вавилонская наблюдательная астрономия – Babylonian observational astronomy», в работе Ф. Р. Ходсона (F. R. Hodson) (ed.), Место астрономии в древнем мире – The Place of Astronomy in the Ancient World (Philosophical Transactions of the Royal Society of London, ser. A. 276, 1974), p. 44. См. также комментарии Ф. Ричарда Стивенсона (F. Richard Stephenson) и Луай Фатухи (Louay J. Fatoohi), «Время лунных затмений в записях вавилонской истории – Lunar eclipse times recorded in Babylonian history», в Журнале по истории астрономии – Journal for the History of Astronomy, Vol. 24:4, No. 77 (1993), p. 256. стр 173: В конце XIX столетия Т. Г. Пинчес (T. G. Pinches) и Дж. Н. Страссмайер (J. N. Strassmaier) скопировали много текстов с информацией о затмениях. Эти копии были опубликованы Саксом в 1955.[40] Перевод некоторых текстов появился в печати в 1991.[41] Остальные тексты, переведенные Г. Хунгером были опубликованы в ADT V, 2001. (См. сноску 36 выше.) [40] A. J. Sachs, там же, (1955; см. сноску 36 выше), со стр. 223.
[41] A. Aaboe, J. P. Britton, J. A. Henderson, O. Neugebauer, и A. J. Sachs: Даты цикла сароса и связанные с ними вавилонские астрономические тексты – Saros Cycle Dates and Related Babylonian Astronomical Texts», в Transactions of the American Philosophical Society, Vol. 81:6 (1991), pp. 1-75. Опубликованными текстами цикла сароса являются LBAT 1422, 1423, 1424, 1425, и 1428 из каталога Сакса. Поскольку эти тексты относятся к малой группе текстов теоретического а не прикладного характера, они не будут представлены в этом изучении. (См. J. M. Steele в работе Г. Хунгера, ADT V, (2001), p. 390.) Предварительный машинописный текст с транслитерацией и переводом большинства текстов с лунными затмениями подготовил профессор Петер Хубер в 1973, но так и не довёл их до готовности к печати, хотя неофициально они циркулировали среди учёных долгое время. В нижеследующем обсуждении используются научные записи Хубера, но каждое его утверждение, каждый пассаж, подвергся проверке, а в нескольких случаях профессор Герман Хунгер вносил дополнения или корректировки, после чего его транслитерация и перевод этих текстов с затмениями были опубликованы. Теми текстами из каталога Сакса, что содержат самые ранние записи о лунных затмениях, являются таблички LBAT 1413-1421. Лишь последние 4 из них – № 1418-1421, содержат информацию о затмениях нововавилонского периода. Но так как LBAT 1417 содержит информацию о затмениях ещё со времени царствования Шамаш-шум-укина и Кандалану – это последние два царя перед нововавилонской эрой (см. подраздел А-2 и Б выше), – то этот текст тоже окажется для нас важным свидетелем продолжительности нововавилонского периода, (указывающим границу его начала). Ниже будут рассмотрены 4 из этих текстов и их влияние на нововавилонскую хронологию в версии Общества Сторожевой Башни.[42] [42] Обсуждение LBAT 1418 здесь приводиться не будет, поскольку это один из тех текстов, что упомянут выше, в сноске 41. В нём нет царских имён, приводятся лишь годы. (К сожалению, в те времена имя царя обычно упоминали лишь для первого года царя.) И всё же, как отмечает профессор Г. Хунгер, «лунные затмения записаны весьма подробно и могут быть датированы». В сохранившейся части текста приводятся годы и месяцы предсказанных лунных затмений с интервалами по 18 лет, с 647 по 574 гг. до н.э.. Например, затмения, датированные в тексте через 18-летние промежутки годами «2», «20», «16», и «13», подходят только к затмениям во «2» и «20» годы Кандалану (646/45 и 628/27 гг. до н.э.), в «16» год Набопаласара (610/09) и «13» год Навуходоносора (592/91). Таким образом, LBAT 1418 строго придерживается установленной хронологии этих царей. — Транслитерация и перевод этой таблички опубликованы Хунгером в ADT V (2001), pp. 88, 89. стр 174:
В-1: Табличка лунных затмений LBAT 1417 LBAT 1417 несёт запись о 4 лунных затмениях, произошедших с интервалами по 18 лет с 686 по 632 гг. до н.э.. Похоже, что она относится к той же группе текстов, что и таблички LBAT 1415 и 1416. Первая запись сообщает о затмении в 3-й год царствования Сеннахериба в Вавилонии[43], которое можно установить как затмение 22 апреля 686 г. до н.э.. К сожалению, число, обозначающее год царя, повреждено и разборчиво лишь частично. [43] Из вавилонских хроник и списков царей явствует, что ассирийский царь Сеннахериб был, в течение двух периодов, ещё и правителем Вавилонии: первый раз два года (датированных 704–703 гг. до н.э.), а второй раз – восемь лет (датированных 688–681 гг. до н.э.). Очевидно, что наш текст указывает на второй период. Следующая запись, датированная годом восхождения Шамаш-шум-укина, сообщает следующее: Год восхождения Шамаш-шум-укина; стр 175: На первый взгляд кажется, что в этой записи очень мало информации. Но в этих нескольких коротких строчках гораздо больше, чем можно себе представить. Вавилонские астрономы разработали такую сокращённую техническую терминологию для описания различных небесных явлений, что их записи стали носить почти стенографический характер. Например, фраза на аккадском (переводимая на русский одним словом: длина вавилонской записи и русского перевода – непропорциональны) «прошло» (shá DIB), использовалась для предсказанного затмения, чтоб сообщить, что его не будет видно. Как поясняет так Герман Хунгер: «О таком затмении вавилоняне знали, что оно произойдёт в то время, когда Луну не возможно будет увидеть. Этим не сказано, что они смотрели на Луну и удивлялись, почему же она не затемняется».[44] Вавилоняне не только заранее вычислили время этого затмения посредством известного им цикла (вероятно цикла сароса), но их расчёты ещё и показали, что с вавилонского горизонта его будет не видно. [44] Письмо Hunger-Jonsson от 21 октября 1989 (ср. также сноска 15 выше). В следующем письме (от 26 июля 1990) Хунгер добавил: «Техническим термином, описывающим, что наблюдатель ожидал увидеть затмение, но обнаружил, что оно не произошло, было выражение: «ожидалось, но видно не было». На это указывает и следующая строчка: «В 40° после восхода Солнца». «40°» говорит о движении небесной сферы, которая описывает полный круг за 24 часа, как кажется из-за вращения Земли вокруг своей оси. (Ещё не так давно земля считалась центром вселенной: геоцентрическая модель. – прим. переводчика.) Вавилоняне поделили этот период по времени на 360 частей (градусов), которые называли словом «уш». Каждый уш по времени соответствует нашим 4 минутам. Таким образом текст сообщает, что рассчитанное затмение должно было начаться через 160 минут (40уш × 4) после восхода Солнца, т.е. днём и, таким образом, в Вавилонии его не будет возможности наблюдать. Современные астрономические вычисления подтверждают это. Определим исходные данные: если первым годом Шамаш-шум-укина был 667/66 г. до н.э., что общепризнано (см. подраздел А-2 выше), то его восхождение на трон должно было состояться в 668/67 г. до н.э.; затмение датировано месяцем айяр – это второй месяц, который начался в апреле/мае. («5 месяцев» указывает на время, прошедшее с прошлого затмения.) Проверим, имело ли место в 668 году до н.э. затмение, соответствующее этим исходным данным? Да, имело. Современный каталог лунных затмений показывает, что такое затмение произошло 2 мая 668 г. до н.э. (по юлианскому календарю). Оно началось примерно в 9:20 по местному времени*, что лишь грубо соответствует вавилонским расчётам, по которым оно должно было начаться через 160 минут – 2 часа и 40 минут, – _________________________ * Время далее по тексту будет указано в 24-часовом формате. стр 176: после восхода Солнца. Поскольку восход наблюдается примерно в 5:20, то ошибка в расчётах составила около 1 часа и 20 минут.[45] [45] См. Бао-Лин Ли́у (Bao-Lin Liu) и Алан Д. Фиала (Alan D. Fiala), Канон лунных затмений 1500 г. до н.э. — 3000 г. н.э. – Canon of Lunar Eclipses 1500 B.C. — A.D. 3000 (Richmond. Virginia: Willman-Bell, Inc., 1992), p. 66, No. 2010. Д-р Дж. М. Стил (J. M. Steele) продемонстрировал в своём подробном изучении вавилонских лунных затмений, что точность, с которой вавилоняне измеряли время наблюдаемых ими затмений находилась в пределах получаса по сравнению с современными расчётами, в то время как точность, с которой вавилоняне измеряли время предсказываемых ими затмений обычно составляла около полутора часов. Следует заметить, что примерно до 570 г. до н.э. вавилоняне ещё и округляли свои показания времени примерно до 5-10 УШ (20-40 минут). Хотя это и грубые значения времени, но они достаточно близки для тех затмений, с которыми они совпадают. (См. John M. Steele, Наблюдения и предсказания времени затмений ранними астрономами – Observations and Predictions of Eclipse Times by Early Astronomers, Dordrecht, etc: Kluwer Academic Publishers, 2000, pp. 57-75, 231-235.) Дополнительные комментарии по идентификации древних лунных затмений вы найдёте в Приложении к главе 4: «Некоторые комментарии к древним лунным затмениям». В хронологии же Общества Сторожевой Башни год восхождения Шамаш-шум-укина на трон смещён назад на 20 лет в 688/87 г. до н.э.. В апреле или мае того года не было никаких лунных затмений, но было одно полное затмение 10 июня 688 г. до н.э.. В отличие от записанного в тексте, это затмение было видимым в Вавилонии. Поэтому это затмение является невозможной альтернативой. Следующая запись в тексте датирована 18-м годом Шамаш-шум-укина, т.е. 650/49 г. до н.э.. Это затмение тоже было вычисленным, и было предсказано, что оно «прошло» во второй месяц. Оно должно было начаться примерно за 4 часа (60 УШ) «до захода Солнца». Согласно современным вычислениям, это затмение имело место 13 мая 650 г. до н.э.. Канон Лиу и Фиала показывает, что оно началось в 16:25 и закончилось в 18:19, что примерно за полтора часа до захода Солнца в это время года.[46] [46] Ли́у/Фиала, там же, p, 67. No 2056. Расчёты Стила показывают, что оно началось в 16:45. Согласно хронологии Общества Сторожевой Башни, это затмение произошло на 20 лет раньше, в 670 г. до н.э.. В апреле или мае того года не было никаких лунных затмений, но было одно полное затмение 22 июня 670 г. до н.э.. Но произошло оно не до «захода Солнца», как то записано в нашем тексте, а раньше, утром. Началось оно в 7:30, так что оно снова не подходит. Следующая и последняя запись в LBAT 1417 датирована 16-м годом Кандалану. Описанное в тексте затмение было видно в Вавилонии и о нём сообщается несколько важных подробностей: (Год) 16 Кандалану, стр 177: Как видно по вопросительным знакам и квадратным скобкам, текст местами немного повреждён, но сохранившейся информации в нём достаточно, чтоб распознать это затмение. Оно произошло на «15 день» месяца симан – третьего месяца, начавшегося в мае или июне. «2 пальца» означает, что оно было частичным, и лишь 2 из 12 частей Луны были затемнены. Общая продолжительность затмения составила 20°, т.е. 80 минут. Если 16-й год Кандалану начался 1 нисана 632 г. до н.э., что общепринято (сравни выше, подразделы А-2 и Б), то мы хотим удостовериться: действительно ли в третьем месяце того года было лунное затмение, соответствующее имеющемуся описанию очевидца? Современные расчёты показывают, что было. Согласно таблице затмений Ли́у (Liu) и Фиала (Fiala), такое затмение произошло 23 мая 632 г. до н.э. в 23:51 и продлилось до 1:07 следующего дня. Это означает, что общая продолжительность составила 76 минут, что очень близко к сообщению текста. Согласно этой же таблице, наибольшая фаза затмения составила 0,114 единицы.[47] [47] Liu/Fiala, там же, p. 68. No. 2103. Эти данные очень хорошо согласуются с древними записями. В хронологии Общества Сторожевой Башни, однако, это затмение должно было произойти на 20 лет раньше – в мае, июне или даже июле 652 года до н.э.. Да, 2 июля 652 года тоже было затмение, но в отличие от частичного, как записано в нашем тексте, оно было полным. А так как оно началось днём, в 15:00, его фазу в Вавилоне вообще не могли видеть. В общем же, в LBAT 1417 приводятся записи о 4 затмениях, идущих друг за другом через 18-летние интервалы (18 лет и примерно 11 дней), каждое из которых можно легко идентифицировать с затмениями 21 апреля 686, 2 мая 668, 13 мая 650 и 23 мая 632 гг. до н.э.. Эти четыре записи связаны вместе последовательными циклами сароса в единый образ явлений, который не подходит ни к одной другой последовательности лет (с 18-летними интервалами – прим. переводчика) в VII веке до н.э..[48] [48] Следует заметить ещё и то, что продолжительность цикла сароса не кратна суткам, но состоит из 6585 и ещё 1/3 суток. Этот остаток в одну треть суток (7,5 часов) говорит о том, что следующие затмения в следующей серии затмений сароса будут происходить не в точно то же самое время суток, но на 7,5 часов позже с каждым следующим циклом сароса. Продолжительность и величина затмения также являются величинами непостоянными от затмения к затмению в цикле. Поэтому невозможно спутать одно затмение с предыдущим ему или последующим затмением из одной и той же серии. См. обсуждение Белью и Бриттона, там же (сноска 37 выше), pp. 78-84. Таким образом, оставшиеся три даты представляют собой абсолютные даты года восхождения на трон и 18-го года царя Шамаш-шум-акина, и 16-го года Кандалану соответственно. Попытки Общества Сторожевой Башни вставить 20 лет в нововавилонскую эру и сдвинуть, таким образом, царствование ранних царей по времени на 20 лет назад, ещё раз эффективно пресекаются вавилонской астрономической табличкой: на сей раз – текстом лунных затмений LBAT 1417. Читать дальше. | |||
Категория: Мои статьи | Добавил: sekyral (30.10.2010) | |||
Просмотров: 1059 |