Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 26.01.2025, 20:31
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Карл Олоф Йонссон.Пересмотренные Времена Язычников.(Глава 3,продолжение 6)
Глава 3
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАВЛЕНИЯ НОВОВАВИЛОНСКИХ ЦАРЕЙ
(продолжение 5)

В. СИНХРОННЫЕ СВЯЗИ С ХРОНОЛОГИЕЙ ЕГИПТА

Согласованность [искомой] хронологии одного народа с хронологиями других народов, живших в один и тот же период истории, будет превосходным доказательством её правильности, при условии, что эти другие хронологии были установлены независимо, и что все они идут синхронно друг с другом. Этот синхронизм означает существование [общих] датированных [событий, выступающих в роли] связующих звеньев, соединяющих вместе две или более хронологии в одной или более точках истории.

Смысл, почему важно, чтобы все они были установлены независимо, состоит в том, чтобы исключить любую попытку дискредитировать их ценность заявлениями о том, что хронология некоторого периода одного народа, была установлена всего лишь при помощи хронологии другого, современного ему народа.

В течение нововавилонского периода есть по крайней мере 4 таких синхронных пересечения между Египтом и царствами Иуды и Вавилона. Три из них записаны в Библии, в 4 Царств 23:29 (где упомянуты египетский фараон Нехао и иудейский царь Иосия ), Иеремия 46:2 (упоминаются Нехао, Навуходоносор и Иоаким), и Иеремия 44:30 (перечислены фараон Хофра (Вафрий), царь Седекия и Навуходоносор).


стр 140:

Четвёртое записано в клинописном тексте B.M. 33041, в котором упоминается о кампании против Амазиса, египетского фараона, в 37 году царствования Навуходоносора.[100] Позже мы увидим значение этого синхронизма.


[100] B.M. 33041 впервые опубликовал Т. Г. Пинчес (T. G. Pinches) в Сборник трудов Общества Библейской археологии – Transactions of the Society of Biblical Archaeology, Vol. VII (London, 1882), pp. 210-225.


В-1 Хронология Саисского периода

Египетские фараоны, царствовавшие в течение нововавилонского периода, принадлежали к XXVI династии (664 – 525 гг. до н.э.). Период этой династии ещё назван Саисской эпохой, потому что фараоны из этой династии перенесли столицу в город Саис в Дельте Нила.

Если вышеупомянутые 4 синхронизма должны оказать нам решающую помощь в нашем исследовании, то прежде всего нужно показать, что хронология XXVI династии фараонов установлена независимо от современной ей нововавилонской хронологии, и может таким образом существовать отдельно, сама по себе.

Установить эту хронологию можно весьма необычным способом, о котором Др. К. Кинитц (K. Kienitz) пишет:

Хронология царей из XXVI династии, начиная с Псамметиха I, полностью устанавливается при помощи серии [памятных] надгробных стел и стел священных быков Аписов, в которых записаны даты дня рождения в день x, месяц y, год z, царя A и дня смерти в день x, месяц y, год z, царя B, а также продолжительность жизни интересующего [быка или человека], выраженная в годах, месяцах и днях. [101]


[101] Фридрих Карл Кинитц (Friedrich Karl Kienitz), Политическая история Египта VII – IV веков до н.э. – Die politische Geschichte Ägyptens vom 7. bis zum 4. Jahrhundert vor der Zeitwende (Berlin: Akademie-Verlag, 1953), pp. 154, 155. Культ Аписа отправлялся уже в первой египетской династии. После смерти, быков Аписов мумифицировали и захороняли в гробнице или (начиная с правления Амазиса) в гранитном саркофаге. Местом погребения, начиная с правления Рамзеса II, была массивная катакомба близ Мемфиса – некрополь Саккара известный как „Серапей", был открыт А. Мериеттом (A. Meriette) в 1851. Начиная с XXVI династии места захоронения начали обозначать памятными надгробными плитами с биографическими данными быков Аписов, такими как даты возведения и смерти, и возраст при смерти. – László Kákosy, От плодородия до космической символики. Очерки истории культа Аписа – From the fertility to cosmic symbolism. Outlines of the history of the cult of Apis, // Acta Classica Universitatis Scientiarum Debrecenienses, Tomes XXXVI 1990 (Debrecini, 1991), pp. 3-7.


Это означает, что если на надгробной плите написано, что священный бык Апис или человек родился в 10 год царя A, а умер в возраст 25 лет в 20 год царя B, то становится понятно, что царь А правил 15 лет.


стр 141:

Надгробная плита Аписа I из XXVI династии

Надпись показывает, что Апиc I из XXVI династии родился в 26 год Тахарка и умер в 20 год Псамметиха в возрасте 21 года, что показывает, что Тахарка правил 26 лет. Это также подтверждается другими надписями. – Взято из Aug. Mariette, Le Sérapeum de Memphis (Paris: Gide, Libraire-Éditeur, 1857)


стр 142:

Ниже приводится пример свидетельства того времени, к которому обращается Др. Кинитц (Kienitz). Здесь приводится перевод обзора этого материала д-ром Кинитцем [102]


[102] Кинитц (Kienitz), стр 155, 156. Надгробные стелы под номером 1, 2, и 3 были переведены и изданы Джеймсом Генри Брестедом (James Henry Breasted) в Документы из Древнего Египта – Ancient Records of Egypt, Vol. IV (Chicago: The University of Chicago Press, 1906), pp.497, 498, 501-503, 518-520. По номерам 4 и 5, см. в ссылках Кинитца (Kienitz), там же, стр. 156, ссылка 1 и 2.



1. НАДГРОБНАЯ ПЛИТА АПИСА III из XXVI ДИНАСТИИ

Дата рождения:53 год Псамметиха I, месяц 6, день 19

Дата установки:54 год Псамметиха I, месяц 3, день 12

Дата смерти:16 год Нехао II, месяц 2, день 6

Дата похорон:16 год Нехао II, месяц 4, день 16

Время жизни:16 лет, 7 месяцев, 17 дней

Итог: Продолжительность царствования Псамметиха I = 54 года.
 

2. НАДГРОБНАЯ ПЛИТА АПИСА IV из XXVI ДИНАСТИИ

Дата рождения:16 год Нехао II, месяц 2, день 7

Дата установки:1 год Псамметиха II, месяц 11, день 9

Дата смерти:12 год Априй (Вафрий, Хофра), месяц 8, день 12

Дата похорон:12 год Вафрия, месяц 10, день 21

Время жизни:17 лет, 6 месяцев, 5 дней

Итог: Длительность правления Нехао составляет 15 лет. Так как в другом месте дата смерти Псамметиха II засвидетельствована как 7 год, месяц 1, день 23,[103] то царствование Псамметиха II составляет 6 лет.


[103] Строки 5/6 стелы Ank-nes-nefer-ib-Re. См. Г. Масперо (G. Maspero), Ann. Serv. 5 (1904), pp. 85, 86, и перевод Брестеда (J. H. Breasted), там же, IV, стр. 505.


 

3. ДВЕ НАДГРОБНЫЕ СТЕЛЫ СВЯЩЕННИКА ПО ИМЕНИ ПСАММЕТИХ

Дата рождения: 1 год Нехао II, месяц 11, день 1

Дата смерти:27 год Амазиса, месяц 8, день 28

Прожил:65 лет, 10 месяцев, 2 дня

Итог: Cумма продолжительностей царствования Нехао II, Псамметиха II, и Априя = 40 лет. Поскольку Нехао II правил 15 лет, а Псамметих II – 6 лет, господство Априя составляет 19 лет.
 

4. НАДГРОБНАЯ СТЕЛА ЕЩЁ ОДНОГО ПСАММЕТИХА

Дата рождения: 3 год Нехао II, месяц 10, день 1 или 2

Дата смерти:35 год Амазиса, месяц 2, День 6

Прожил:71 год, 4 месяца, 6 дней

Итог: То же, что и в п. 3.
 

5. НАДГРОБНАЯ СТЕЛА НЕКОЕГО ВЕЗМАУТА

Дата рождения:18 год Псамметиха I

Дата смерти:23 год Амазиса

Прожил: 99 лет

Итог: Общее количество в 94 года царствования от Псамметиха I и до Априя включительно ещё раз подтверждается.
 

стр 143:

Следовательно, эти надгробные стелы того времени окончательно устанавливают продолжительности царствования первых четырех царей из XXVI династии Египта следующим образом:


Псамметих I54 года

Нехао II15 лет

Псамметих II6 лет

Априй (= Хофра, Вафрий)19 лет

Для последних двух царей из XXVI династии, Амазиса и Псамметиха III, материала такого рода, к сожалению, недостаточно. Однако и греческий историк Геродот (ок. 484-425 гг. до н.э.), и греко-египетский священник и историк Мането (живший ок. 300 г. до н.э.) дают 44 года Амазису и 6 месяцев Псамметиху III,[104] и эти продолжительности царствования были подтверждены современными открытиями следующим образом:


[104] Египетская История Мането, которая была написана на греческом и, вероятно, базировалась на материалах из храмовых архивов, сохранилась только в выдержках Иосифа Флавия и у христианских летописцев, особенно у Юлия Африкана в его Хронографии – Chronographia (ок.. 221 г. н.э.) и у Евсевия Кесарийского в его Хронике – Chronicon (ок. 303 г. н.э.). Африкан, который передаёт данные Мането в более точной форме, даёт 44 года для Амазиса и 6 месяцев для Псамметиха III. Это согласуется с числами у Геродота. – W. G. Waddell, Мането – Manetho (London: Harvard University Press, 1948), pp. xvi-xx, 169-174.


В папирусе Rylands IX (также названном как Ходатайство Петизы – Petition of Petiese), датированном временем Дария I (521-486 гг. до н.э.), 44 год Амазиса упомянут в контексте, указывающем на то, что это был его последний полный год. Каждый год Тецойский пророк Амуны (по имени Псамметкменемп), который жил в дельте Нила, имел обыкновение посылать представителя, чтобы тот принёс его жалованье. Это он делал до 44 года Амазиса. Само по себе это не является решающим фактором. Но в "Летописи Демотика" (Demotic Chronicle) – сообщение относительно составления египетских законов, написанных при Дарие I, – также есть два упоминания о 44 годе Амазиса как о некой конечной точке отсчёта. Наконец, то же самое число даётся и в надписи, найденной в Вади Хаммамат [в Египте].[105] Таким образом число, данное Геродотом и Мането, усиленно поддерживается этой комбинацией надписей.


[105] В. Шпигельберг (W. Spiegelberg), Так называемая ДЕМОТИЧЕСКАЯ летопись – Die Sogenannte Demotische Chronik [прим. переводчика: так называют древнеегипетскую письменность] (Leipzig: J. C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1914), p. 31; Кинитц (Kienitz), там же, стр. 156; и Ричард Паркер (Richard A. Parker), Продолжительность царствования Амазиса и начало XXVI династии – The Length of Reign of Amasis and the Beginning of the Twenty-Sixth Dynasty,// Вести Немецкого Археологического Института – Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Kairo Abteilung, XV, 1957, p. 210. В течение некоторого времени было распространено мнение, что Амазис умер в 44 году своего царствования, а из-за египетской системы счёта лет царствования без отдельного года восхождения на трон, по которой год коронации считается первым годом царствования, Амазису приписывали только 43 полных года. Но в 1957, в статье, упомянутой выше, Р. А. Паркер (R, A. Parker) окончательно показал, что Амазис правил в течение 44 полных лет. Это, конечно, сместило на год назад царствование всех более ранних царей Саисской династии. Начало династии, поэтому, было передатировано на 664 вместо 663 г. до н.э., как этого придерживались и раньше. (R. A. Parker, там же., 1957, стр. 208-212). С 1957, выводы Паркера получили всеобщее признание среди учёных. За дополнительной информацией относительно системы счёта лет правления без дополнительного года восхождения на трон, обращайтесь к Приложению к главе 2: Годы царствования и методы их счёта.


стр 144:

Что касается Псамметиха III, то самая последняя дата, известная для этого царя – 2 год. Были найдены 3 документа (папирусы), датированные 3, 4, и 5 месяцами его 2 года. И всё же, это никак не противоречит ранее сделанному утверждению о том, что правление этого царя в действительности охватило только 6 месяцев. Почему так?

Египтяне использовали систему счёта лет без отдельного года восхождения на престол. Согласно этой системе, год, в который царь принимал власть, считали его первым годом царствования. Персидский царь Камбиз сместил Псамметиха III во время завоевания им Египта. Общепризнанная всеми авторитетными учёными дата этого события – 525 г. до н.э..[106] В это время египетский гражданский календарный год почти совпал с юлианским календарным годом.[107] Коль завоевание Египта произошло в 6 месяц правления Псамметиха III, то оно должно было произойти в мае или июне 525 г. до н.э..[108] При таких условиях, 6 месяцев его правления начались в конце предыдущего года, в 526 г до н.э., вполне возможно всего за несколько дней или недель до конца того года. Хотя в тот год он и правил лишь короткий промежуток времени, но по египетской системе счёта без отдельного года восхождения, этот промежуток всего из нескольких дней или недель считался его первым годом царствования. Таким образом, 2 год его царствования начался уже сразу через несколько дней или недель после его восхождения на трон. Так что хотя он и правил в течение всего 6 месяцев, документы, датированные 5 месяцем его 2 года, ввиду этих подтверждающих обстоятельств, содержат именно то, что и следовало ожидать. Следующая иллюстрация прояснит суть дела:


[106] Кинитц (Kienitz), там же, стр. 157, сноска 2. Общество Сторожевой Башни также признаёт эту дату, что видно из их Понимания Писания, том 1 (1988), стр 698, 699 (англ).


[107] В эти два года 526 и 525гг. до н.э., египетский гражданский календарный год начался 2 января по юлианскому календарю. – Винфрид Барта (Winfried Barta), О методах датирования в Египте при Камбизе и Дарии I – Zur Datierungspraxis in Ägypten unter Kambyses und Dareios I,// Журнал исследования египетского языка и древних обычаев – Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde,Band 119:2 (Berlin: Akademie Verlag, 1992), p. 84.


[108] Точное время года захвата Камбизом Египта не известно. (Сравните в Молли Миллер (Molly Miller), Раннеперсидские даты по Геродоту – The earlier Persian dates in Herodotus, в Klio, Band 37, 1959, pp. 30, 31.) – В XIX столетии Е. Ревилаут (E. Revillout), один из основателей научного журнала Египтологическое обозрение – Revue Egyptologique 1870-ых годов, заявил, что Псамметих III правил не менее 2 лет, поскольку один из документов был датирован 4 годом царя Псамметиха, и казалось, был написан в конце правления XXVI династии. (Revue Egyptologique, Vol. 3, Paris, 1885, p. 191; and Vol. 7, 1896, p. 139.) Но с тех пор было обнаружено много новых документов, что делает теорию Ревиллута несостоятельной. Так что этот документ, очевидно, относится к одному из более ранних царей известных под именем Псамметих, или к одному из вассальных царей под этим именем. Существовало 3 царя под именем Псамметих в течение Саисского периода, и ещё 2 или 3 вассальных царя под таким же именем в V веке, и порой трудно определить о ком же из них говорится в том или ином тексте. Некоторые документы, датированные периодом правления Псамметиха III более ранним поколением египтологов, позже были передатированы.– Вольфганг Хелк (Wolfgang Helck) и Вольфхарт Вестендорф (Wolfhart Westendorf ) (eds.), Энциклопедический словарь по египтологии – Lexikon der Ägyptologie, Band IV (Wiesbaden, 1982), pp. 1172-75.


стр 145:

526 до нашей эры                    525 до нашей эры
(1-ый год Псамметиха)            (2-ой год Псамметиха)
|________________________|_________________________|
                |____________|
                Правление Псамметиха = 6 месяцев

Как было показано выше, хронология XXVI египетской династии фараонов установлена твёрдо и независимо. Результаты сведены в следующей таблице:

ТАБЛИЦА 5: ХРОНОЛОГИЯ XXVI ДИНАСТИИ:
            Псамметих I    54 года664–610

Нехао II    15610–595

Псамметих II    6595–589

Априй    19589–570

Амазис    44570–526

Псамметих III    1526–525

В-2: Синхронность с хронологией Саисского периода

Действительно ли египетская хронология Саисского периода пересекается [по времени] с хронологией нововавилонской эры, установленной выше? Или же наоборот, она подтверждает хронологию Сторожевой Башни, представленную в их библейском словаре Понимание Писания, том.1, стр. 462-466?

Упомянутые ранее 4 пересечения [вавилонской хронологии] с хронологией Египта, (первые 3 из которых исходят из самого Священного Писания) отвечают на этот вопрос:

Первое пересечение – 4 Царств 23:29: «Во дни его [царя Иосии] пошёл фараон Нехао, царь Египетский, против царя Ассирийского на реку Евфрат. И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его».

Здесь ясно показано, что иудейский царь Иосия умер в Мегиддо в правление египетского фараона Нехао. Согласно хронологии Общества Сторожевой Башни, Иосия погиб в 629 г. до н.э. (См. Понимание Писания, том.2, стр 118, 483), но согласно ясному историческому свидетельству, Нехао начал править лишь 19 годами позже – в 610 г. до н.э. (см. таблицу выше),[109] так что смерть Иосии имела место не в 629 г. до н.э., но лишь 20 лет спустя, в 609г. до н.э..[110]


[109] Хелк и Вестендорф (Helck& Westendorf), там же., Band IV, pp. 369-71. Нехао унаследовал трон по смерти своего отца Псамметиха I весной или летом 610 г. до н.э.. Согласно египетскому методу пред-датирования [начала царствования фараонов, год восхождения фараона на трон являлся одновременно] и первым годом его царствования, который считали с начала египетского гражданского календарного года и который в том году для Нехао начался 23 января по юлианскому календарю. – В. Барта (W. Barta), там же., стр. 89.


[110] Для обсуждения точной даты смерти Иосии пользуйтесь заключительным разделом Приложения: Хронологические таблицы, охватывающие „семьдесят лет”.


стр 146:

Второе пересечение – Иеремия 46:2: «о Египте, о войске фараона Нехао, царя Египетского, которое было при реке Евфрате в Кархемише, и которое поразил Навуходоносор, царь Вавилонский, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского.»

Это сражение в «четвертый год Иоакима» Общество Сторожевой Башни разместило на 625 г. до н.э. (Понимание Писания, том. 2, стр. 483). И опять эта дата не согласуется с хронологией Египта интересующего нас периода истории. Но если согласно всем представленным ранее линиям доказательств это сражение при Кархемише произошло 20 годами позже, в год вступления Навуходоносора на трон, т. е. в июне 605 г. до н.э., тогда мы обнаруживаем, что эта дата находится в полном соответствии с общепризнанным периодом правления фараона Нехао, 610-595 гг. до н.э..

Третье пересечение – Иеремия 44:30: «Так говорит Господь: вот, Я отдам фараона Вафрия, царя Египетского, в руки врагов его и в руки ищущих души его, как отдал Седекию, царя Иудейского, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, врага его и искавшего души его.»

Как показывает контекст (стихи 1 и далее), эти слова были произнесены ненамного позднее разрушения Иерусалима и храма, когда остаток еврейского населения бежал в Египет после убийства Годолии. Тогда в Египте царствовал фараон Хофра (Вафрий), или Априй, как его называет Геродот.[111]


[111] Его имя в египетских надписях начертано как Вахибре (Wahibre). В Септуагинте, греческом переводе Ветхого Завета (LXX), его имя произносится как Вафре (Ouaphre).


Если Априй правил в Египте в то время, когда евреи, спустя несколько месяцев после опустошения Иерусалима, убежали туда, то это опустошение не может быть датировано 607 годом до н.э., поскольку Априй не начал царствовать до 589 года до н.э. (см. таблицу выше). Зато если датировать опустошение Иерусалима 587 годом до н.э., то это хорошо согласуется с исторически установленным периодом его царствования: 589-570 гг. до н.э.

Четвертое пересечение – BM33041: Как упомянуто ранее, этот текст относится к кампании против царя Амазиса ([Ама]-а-зу) в 37 год Навуходоносора. В переводе А. Л. Оппенгейма (A. L. Oppenheim) этого скудного фрагмента, читаем следующее: «... [в] 37-ом году, Навуходоносор, царь Вав[илона], выст[упил против] Египта (Ми-сир), чтобы дать сражение. [Ама]зис (в тексте: [...]-a (?)-зу), египтянин, [призвал свою а]рми[ю] . . . [...]ку из города Путу-Яман...


стр 147:

отдалённых областей, которые (расположены на островах) среди моря ... многих ... , которые/кто (находятся) в Египте ... [но]сящих оружие, лошадей и [колесниц]ы ..., он призвал, чтобы помогали ему и ... сделали [...] перед ним ... он вверился....[112]


[112] Перевод Оппенгейма (A. Leo Oppenheim) в ДБВТ Притчарда (Pritchard) (см. сноску 2 выше), стр. 308.


Этот текст ужасно повреждён, но он определённо утверждает, что кампания против Египта имела место в «37-м году Навуходоносора». Хотя это и верно, что лишь часть имени фараона [осталась] разборчивой, тем не менее похоже, что сохранившиеся клинописные знаки соответствуют лишь Амазису, и никакому другому фараону из XXVI династии.

Общество Сторожевой Башни датирует 37 год Навуходоносора 588 годом до н.э. (Понимание Писания, том. 1, стр. 698), но [по историческим данным] этот год приходится на царствование Априя (см. таблицу 5). С другой стороны, если 37 год Навуходоносора приходился на 568/67 г. до н.э., как это и установлено всеми представленными ранее линиями доказательств, то такая дата превосходно попадает на царствование Амазиса (570-526гг. до н.э.).

Таким образом, ни одно из 4 пересечений с независимо установленной хронологией Египта не согласуется с хронологией, разработанной Обществом Сторожевой Башни. Исчисления Общества постоянно дают расхождение примерно на 20 лет.

Интересно, однако, что все 4 синхронизма находятся в полной гармонии с датами [из вавилонской хронологии], к которым мы пришли с помощью других, ранее обсуждавшихся доказательных линий. А потому эти пересечения с египетской хронологией добавляют ещё одну линию доказательств к остальным линиям, последовательно указывающим на 587 г. до н.э., как на окончательную и бесповоротную дата разрушения Иерусалима.

Читать дальше.
Категория: Мои статьи | Добавил: sekyral (29.10.2010)
Просмотров: 1223