Мои статьи [104] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Глава 3
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАВЛЕНИЯ НОВОВАВИЛОНСКИХ ЦАРЕЙ (продолжение 3) Б-2: Административно-экономические и правовые документы Буквально сотни тысяч клинописных текстов были найдены во время раскопок в Месопотамии начиная с середины XIX столетия. Подавляющее большинство их касаются административно-экономических и частных правовых вопросов. Это простые векселя, контракты (договора продажи, аренды, дарственные на землю, здания, и другую собственность, или же договора о найме рабов и домашнего скота) и протоколы судебных слушаний. Эти тексты большей частью датированы таким же самым образом, как и коммерческие письма, контракты, квитанции и другие документы в наше время. Дата содержит год правящего царя, месяц и день месяца. Один из текстов, касающийся церемониальной соли из хранилища храма Эанна в Уруке, датирован первым годом Авель-Мардука (Евилмеродах в 4 Царств 25:27-30, имя Амель-Мардук на аккадском языке писалось через «м», но «м» после гласной произносилось как «в»), приводится здесь для примера: Ина-силла принёс один с половиной таланта соли, регулярное предложение Cаттукку (sattukku) в месяце симан для бога Усур-амассу. [58] Рональд Г. Сэк (Ronald H. Sack), Амель-Мардук 562-560 до н.э. – Amel-Marduk562-560B.C. (Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1972), p. 79.
В раскопках были найдены десятки тысяч подобным образом датированных текстов нововавилонского периода. По оценке известного российского ассиролога М. A. Дандамаева более 10 000 этих текстов были опубликованы до 1991. [59] С тех пор многие другие тексты были опубликованы, но большинство текстов остаются неопубликованными. По оценкам другого ведущего ассириолога, профессора Д. Дж. Вайсмана, «имеется, [59] Профессор М. A. Дандамаев утверждает: «Период менее чем 90 лет начиная с царствования Набопаласара и до захвата Месопотамии персами задокументирован десятками тысяч текстов относящихся к домашнему и административному хозяйствованию, к частному праву, более 10 000 из которых уже были опубликованы» – Кембридж История Древнего мира – The Cambridge Ancient History, 2nd ed., Vol. III:2 (Cambridge: Cambridge University Press, 1991), p. 252.
стр 119: по-видимому, около 50 000 опубликованных и неопубликованных текстов за период с 627 по 539 гг. до н.э.».[60] [60] Из частного письма Вайсмана Йонссону от 28 августа 1987. Это, по-видимому, очень умеренная оценка. Самая богатая коллекция нововавилонских текстов хранится в Британском Музее, где собрано около 25 000 текстов, датированных периодом 626-539 гг. до н.э.. Большинство из них принадлежит к „Сиппарской коллекции”, которая содержит таблички, раскопанные Хормуздом Рассамом (Hormuzd Rassam) на месте древнего Сиппара (сегодняшний Абу-Хаббах [Abu Habbah]) в 1881 и 1882 годах. Эту коллекцию недавно каталогизировали. (Е. Лейти (E. Leichty) и другие, Каталог вавилонских табличек в Британском Музее – Catalogue of the Babylonian Tablets in the British Museum, Vols. VI-VIII, London: British Museum Publications Ltd, 1986-1988., Vols. Этот каталог далее по тексту будет упоминаться как КВТ.) Крупные коллекции также хранятся в Стамбуле и Багдаде. Много других коллекций нововавилонских документов хранится в музеях и университетах США, Канады, Англии, Франции, Германии, Италии, и в других частях мира. Это правда, что многие таблички повреждены, и даты в них часто неразборчивы. И всё же сегодня имеются десятки тысяч нововавилонских табличек с чёткими датами. В результате непрерывных археологических раскопок, которые проводятся в области Месопотамии, «объём письменных источников с каждым годом стремительно растёт. Например, всего за один сезон раскопок в Уруке было раскопано приблизительно 6000 документов нововавилонского и ахеменидского периодов». – М. А. Дандамаев, Рабство в Вавилонии (Де Кальб (DeKalb), Illinois: Northern Illinois University Press, 1984), pp. 1, 2. Таким образом существует огромное количество датированных табличек на каждый год в течении всей нововавилонской эры. По оценкам др. Вайсмана, в среднем приходится почти по 600 текстов на каждый из 87 лет от Набопаласара до Набонида включительно. Это правда, что среди них имеется много поврежденных или фрагментарных текстов, и что даты зачастую неразборчивы или отсутствуют. Более того, всё множество текстов распределено по всему [нововавилонскому] периоду неравномерно, поскольку их количество постепенно увеличивается и достигает наибольшего числа ко времени царствования Набонида. И тем не менее, каждый отдельный год на протяжении всего периода охвачен многочисленными табличками, зачастую сотнями, которые поддаются датировке. Имея такое обилие датированных текстов, современные учёные способны определить не только продолжительность царствования каждого царя, но и время года, когда происходила смена каждого правителя, иногда с точностью почти до дня! Например, самые последние тексты, относящиеся ко времени царствования Нериглиссара, датированы I/2/4 и I?/6/4 (то есть 2 и 6 день, 1 месяца, 4 года, что соответствует 12 и 16 апреля 556 г. до н.э. по юлианскому календарю), а самый ранний текст со времени царствования его сына и преемника Лабаши-Мардука, датирован I/23/соотв. (3 мая 556).[61] Последний текст в царствование Набонида датирован VII/17/17 (13 октября 539). Это следующий день после падения Вавилона (в Хронике Набонида указан день VII/16/17). Причина датирования на день после падения Вавилона легко объясняется: [61] Р. Паркер и В. Дабберстейн, (R. A. Parker и W. H. Dubberstein), Вавилонская Хронология: 626 г. до н.э.-75 г. н.э. – Babylonian Chronology: 626 B.C.-A.D. 75 (Providence: Brown University Press, 1956), pp. 12,13. стр 120: Весьма интересно, что последняя табличка, датированная в царствование Набунаида в Уруке, датирована днём после захвата Вавилона Киром. Новость о захвате ещё не дошла до южной части города, отдалённой примерно на 125 миль [200 км].[62] [62] Там же, стр. 13. Один из текстов в царствование Набонида, опубликованный Г. Контенью (G. Contenau) в работе Клинописные тексты – Textes Cuneiformes, Tome XII, Contrats Neo-Babyloniens, I (Paris: Librarie Orientaliste, 1927), P1. LVIII, No. 121, преподносит время его правления как 18 лет. Строка 1 содержит дату «VI/6/17» но затем в строке 19 текста повторяется: «VI/6/18». Паркер и Дабберрстейн (стр. 13) говорят что это «или ошибка переписчика, или ошибка Контенью». Вопрос был решён Д-ром Биатрис Андре (Béatrice André), которая по моему запросу сверилась с оригиналом в музее Лувр в Париже в 1990 г. и сообщила: «В последней строке, как и в первой – 17 год, так что ошибку допустил Контенью». – Письмо Биатрис Андре Йонссону от 20 марта 1990. Ввиду такого огромного количества документальных свидетельств, должен возникнуть вопрос: если к нововавилонской эре нужно добавить 20 лет, чтобы разрушение Иерусалима приходилось на 607 г. до н.э., то почему же не существует деловых и административных текстов, датированых этими отсутствующими годами? Множество документов содержат даты на каждый из 43 лет царствования Навуходоносора, на каждый из 2 лет Амель-Мардука (Евилмеродаха), на каждый из 4 лет Нериглиссара, и на каждый из 17 лет царствования Набонида. Кроме того, имеется много датированных текстов в царствование Лабаши-Мардука, которое продлилось всего 2 месяца. Если бы любой из этих царей правил дольше чем мы уже знаем, то несомненно существовало бы большое количество датированных документов на каждый год из этих дополнительных лет. Так где же они? 20 лет – это приблизительно пятая часть всего нововавилонского периода. Среди десятков тысяч датированных табличек за весь этот период должно быть найдено много тысяч табличек, приходящихся на эти недостающие годы. Когда вы бросаете игральную кость/кубик (или пару костей) 10 000 раз и ни разу не выпадает «6», то логичным будет заключить, что цифры «6» просто нет на этих костях. Так же и с утверждением Общества Сторожевой Башни о 20 отсутствующих „годах-призраках”, попытка отыскать которые напрасна на всём нововавилонском периоде. Но мы всё же сделаем невероятное предположение и допустим, что множество отсутствующих лет действительно существует, и что в результате некого невероятного случая, много тысяч датированных табличек не были найдены. Почему же тогда продолжительности царствования во всех этих раскопанных датированных табличках случайно согласуются с числами у Бероса, в Царском каноне, в Урукском списке царей, в царских надписях сделанных при жизни тех царей, а также стр 121: с числами во всех прочих свидетельствах, которые ещё будут обсуждаться дальше? Почему эти „отсутствующие” годы всегда составляют ровно 20 лет, какой бы вид исторических источников не рассматривался? Почему этот период не бывает в одном случае 17 лет, в другом – 13, или же 7 лет, или же, например, почему различные отдельные годы из этих 20 лет не разбросаны по всему нововавилонскому периоду? Каждый год в раскопках находят много новых датированных табличек. Их каталогизируют, переводят, а переводы текстов часто публикуются, но отсутствующие 20 лет никогда не появляются. Даже невероятное предположение должно иметь разумные пределы! [63] [63] Защитники хронологии Общества Сторожевой Башни приложили много усилий, чтобы дискредитировать свидетельства, представленные этим огромным количеством датированных клинописных табличек. Пересматривая современные каталоги документов, датированных нововавилонской эрой, они нашли несколько документов, которые будто бы говорят о более продолжительном царствованим некоторых вавилонских царей, чем записано в Царском каноне и в других источниках. Новая проверка оригинальных табличек, однако, показала, что большинство этих странных дат просто являются современными ошибками копирования, перевода, или печати. Некоторые другие странные даты являются совершенно явными ошибками переписчиков. Подробное обсуждение этих текстов см. в Приложении к главе 3: «Некоторые комментарии о копировании, чтении, и об ошибках переписчиков». Важность административно-экономических и юридических текстов для хронологии нововавилонского периода трудно переоценить. Свидетельство, предоставленное этими датированными текстами просто подавляющее. Царствования всех нововавилонских царей многократно засвидетельствованы в десятках тысяч этих документов, и все они были написаны в течение этой эры. Как показано в таблице ниже, сроки их господства находятся в полном согласии с Царским каноном и другими документами, обсуждавшимися ранее. ТАБЛИЦА 4:НОВОВАВИЛОНСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ СОГЛАСНО АДМИНИСТРАТИВНО- ЭКОНОМИЧЕСКИМ И ПРАВОВЫМ ДОКУМЕНТАМ
Б-3: Просопографические доказательства Просопография (от греческого «prósopon» – «лицо, личность») может быть определена как «изучение деятельности, особенно личностей связанных семейными, экономическими, социальными, или политическими отношениями». [64] [64] Новый словарь Вебстера – Webster's New World Dictionary, 3rd college edition, eds. V. Neufeldt & D. B. Guralnik (New York: Webster's New World Dictionaries, 1988), p. 1080. стр 122: Так как имена многих личностей часто повторяются в деловых и административных документах, иногда сотни раз на всём нововавилонском периоде, то учёные обычно применяют просопографический метод при анализе этих текстов. Этот подход не только вносит вклад в понимание структуры и жизни нововавилонского общества, но и обеспечивает дополнительное, качественное доказательство в поддержку установленной хронологии этого периода. Из десятков тысяч документов нововавилонской эры больше половины – это результат храмовой деятельности и они были найдены в архивах храмов, особенно в архивах храма Эанна в Уруке (храм богини Иштар) и храма Эбаббар в Сиппаре (храм Шамаша, бога солнца). Но много тысяч текстов также найдены и в частных архивах и библиотеках. Самые богатые частные архивы были у домов Эгиби, и Нур-Сина, которые были расположены в центре Вавилона. Также были обнаружены и другие частные архивы, например, в Уруке (сыновья Бел-ушaллима, Набу-ушaллима, и Бел-супе-мухур), в Борсиппе (семейство Эа-илута-бани), в Ларсе (Итти-Шамаш-балату и его сын Арад-Шамаш), и в Уре (семейство Син-убаллита). Никаких государственных архивов нововавилонского периода найдено не было. Причина в том, что в это время такие документы, как известно, писались (по-арамейски) на пергаменте и папирусе – материалах, которые быстро разрушались в климатических условиях Месопотамии.[65] [65] Обзор нововавилонских архивов см. в статье М. A. Дандамаева в Клинописные архивы и библиотеки – Cuneiform Archives and Libraries, ed. K. R. Veenhof (Leiden: Nederlands Historisch- Archaeologisch Instituut te Istanbul, 1986), pp. 273-277. Давайте теперь рассмотрим, как изучение определенных архивов может дать ценную информацию хронологического характера. а) Торговый дом Эгиби Самый большой из частных архивов нововавилонского периода – это архив торгового дома Эгиби. Об этой фирме Бруно Мейсснер (Bruno Meissner) говорит: Мы обладаем таким обилием документов фирмы Сыновья Эгиби, что мы можем проследить почти все транзакции [сделки] и жизненный опыт её глав со времени Навуходоносора до Дария I. [66] [66] Бруно Мейснер (Bruno Meissner), Вавилония и Ассирия – Babylonien und Assyrien, Vol. II (Heidelberg, 1925), p. 331. стр 123: Коммерческие документы дома Эгиби были обнаружены арабами во влажный сезон 1875-76 года в кургане поблизости от Хилла – город на расстоянии примерно 4 миль (6,5 км) на юго-востоке от руин Вавилона. Приблизительно 3 или 4 тысячи табличек были найдены запечатанными во множестве глиняных кувшинов, похожих на кувшины для воды, закрытых сверху плиткой и закупоренных битумом. Нашедшие принесли таблички в Багдад и продали их там. В этом же году Джордж Смит (George Smith) посетил Багдад и приобрёл около 2 500 из этих важных документов для Британского Музея. В течение следующих месяцев таблички исследовал Вильям Боскавен, (W. St. Chad Boscawen), и его отчёт появился в 1878 г. в журнале Сборник трудов Общества Библейской археологии – Transactions of the Society of Biblical Archaeology.[67] Боскавен говорит, что таблички «относятся к разным денежным операциям, проводимым вавилонскими банковскими и финансовыми учреждениями, работавшими под названием „Эгиби и сыновья”». Таблички «касаются всевозможных коммерческих сделок: от ссуды нескольких сиклей серебра, до продажи или залога целых имений, стоимость которых оценивалась тысячами мин серебра».[68] [67] Вильям Сент Чад Боскавен (W. St. Chad Boscawen), Вавилонские датированные таблички и Канон Птолемея – Babylonian Dated Tablets, and the Canon of Ptolemy, в журнале Сборник трудов Общества Библейской археологии – Transactions of the Society of Biblical Archaeology,
Vol. VI (London, January 1878), pp. 1-78. Как указывает Боскавен (там
же, стр. 5,6), сам Джордж Смит, во время своего пребывания в Багдаде в
1876 г, начал систематическую и тщательную проверку табличек, но это
исследование было прервано его несвоевременной смертью в Алеппо, в
августе того года. Изучение Боскавена было очевидно основано на записях
Смита. – Шейла М. Еверс (Sheila M. Evers), Джордж Смит и таблички Эгиби – George Smith and the Egibi Tablets, Iraq, Vol. LV, 1993, pp. 107-117. Ирак, Том. LV, 1993, стр. 107-117.
[68] Там же, стр. 6. Мана или мина [в Библии, Дан 5:25 – МЕНЕ́] – единица веса, равная около 0.5кг.. Уже вскоре Боскавен осознал, как важно придерживаться последовательности сменяющих друг друга глав фирмы Эгиби, и после более тщательного анализа, он выяснил, кто из них приходил на смену кому, и когда: С 3 года Навуходоносора, человек по имени Шула возглавлял фирму Эгиби и прослужил в этой должности 20 лет, до 23 года Навуходоносора, когда он умер и его сменил его сын, Набу-аххе-иддин. [69] [69] Там же, стр. 9, 10. Шула умер между VII/21/23 (месяц/день/год) и IV/15/24 в царствование Навуходоносора (между октябрём, 582 и июлем, 581 гг. до н.э.). — Г. ван Дрил (G. van Driel), Восставший Дом Эгиби – The Rise of the House of Egibi. – (Jaarbericht van het Vooraziatisch-Egyptisch Genootschap, No. 29 (Leiden, 1987), p. 51.) Его сын, Набу-аххе-иддин, продолжал управлять делами как глава фирмы 38 лет, то есть с 23 года Навуходоносора до 12 года Набонида, когда фирму наследовал его сын Итти-Мардук-балату. [70] [70] Набу-аххе-иддин очевидно умер в 13 году Набонида – на следующий год после того, как его сын принял дела. См. Артур Унгнад (Arthur Ungnad), Дом Эгиби – Das Haus Egibi, Archiv für Orientforschung, Band XIV (Berlin, 1941), p. 60, и ван Дрил (van Driel), там же, стр. 66, 67. стр 124: В свою очередь, Итти-Мардук-балату оставался главой фирмы до первого года Дария I (521/20 г. до н.э.), т.е. до своего 23 года руководства фирмой. Боскавен представляет эти находки следующим образом: Теперь, просуммировав эти периоды, мы приходим к результату, что с 3 года Навуходоносора II по первый год Дария I Гистапа прошёл 81 год:
[71] Боскавен, там же, стр. 10, 24. Такой вывод предварительно сделал Джорджем Смитом в ходе своего изучения табличек. — С.М. Еверс (S. М. Evers), там же, (сноска 67 выше), стр. 112- 117.
Существенен тот факт, что это в точности согласуется с Беросом, Царским каноном и нововавилонскими историческими записями. Отсчитав от первого года Дария I (521/20 до н.э.) назад 83 года, мы приходим к 604 г. до н.э. как первому году Навуходоносора, что полностью согласуется с остальными линиями доказательств, представленными выше. Одного архива дома Эгиби достаточно, чтобы установить продолжительность нововавилонского периода. С таким обширным набором датированных коммерческих табличек из архива одного из вавилонских частных „ПромИнвестБанков” «не должно возникнуть никаких трудностей с определением раз и навсегда хронологии этого важного периода древней истории», – написал Боскавен ещё в 1878.[72] [72] Боскавен, там же, стр. 11. Свидетельства этих документов не оставляют даже щели в нововавилонской истории от Навуходоносора и далее, и уж тем более не 20 лет! Архив содержит таблички, датированные до 43 года Навуходоносора, до 2 года Амель-Мардука, до 4 года Нериглиссара и до 17 года Набонида, и даёт полное подтверждение хронологии Бероса и Царского канона. За прошедшее столетие были найдены ещё и другие коллекции табличек, принадлежавшие семейству Эгиби.[73] Было произведено [73] Например, в ходе раскопок в Уруке в 1959-60 гг. был раскопан архив, принадлежавший членам семьи Эгиби. Он содержит 205 табличек, датированных начиная с 6 года Набонида до 33 года Дария I. Большинство табличек было датировано временем царствования Дария. См. Дж. Ван Дейк (J. van Dijk), UVB18 (см. сноску 33 выше), стр. 39-41. Самый ранний из известных текстов семейства Эгиби датируют 715 г. до н.э.. Затем деловые документы этой семьи появляются регулярно между 690 и 480 гг. до н. э.. – М. A. Дандамаев, там же. (1984; см. сноску 60 выше), стр. 61. стр 125: множество исследований семьи Эгиби. Все они подтверждают общие выводы, начертанные Боскавеном. [74] [74] Вот некоторые из самых важных работ: Саул Вайнгорт (Saul Weingort), Дом Эгиби в нововавилонских правовых документах – Das Haus Egibi in neubabylonischen Rechtsurkunden, (Berlin: Buchdruckerei Viktoria, 1939), 64 страницы; Артур Унгнад (Arthur Ungnad), Дом Эгиби – Das Haus Egibi Archiv für Orientforschung, Band XIV, Heft 1/2 (Berlin, 1941), pp. 57-64; Йоаким Кречер (Joachim Krecher), Торговый дом Эгиби в нововавилонский и ахеменидский период – Das Geschäftshaus Egibi in neubabylonischer und achamenidischer Zeit (неопубликованный "Habilitationsschrift", Universitatsbibliothek, Münster in Westfalen, 1970), ix + 349 страниц.; и Марта Т. Рот, (Martha T. Roth), Приданое женщин семьи Итти-Мардук-балату – The Dowries of the Women of the Itti-Marduk-balatu Family,// Journal of the American Oriental Society, Vol. 111:1, 1991, pp. 19-37. Благодаря огромному количеству текстов этой семьи, учёные смогли проследить историю не только глав фирмы, но также и многих других членов дома Эгиби, и даже были составлены генеалогические деревья, которые простираются через всю нововавилонскую и углубляются в персидскую эру! [75] [75] См., например, Дж. Кохлер (J. Kohler) и Ф.Е. Пайсер (F. E. Peiser), Из вавилонских ..., IV – Aus dem Babylonischen Rechtsleben, IV (Leipzig:Verlag von Eduard Pfeiffer, 1898), p. 22, и М. Т. Рот (М. T. Roth), там же, стр. 20, 21, 36. Другая частная фирма – семья Нур-Син, которая через заключение брака присоединилась к семье Эгиби; была полностью изучена Лоренсом Брайеном Шиффом (Laurence Brian Shiff) в труде Архив Нур-Син: Частное предпринимательство в Вавилоне (603-507 гг. до н.э.) – The Nur-Sin Archive: Private Entrepreneurship in Babylon (603-507 B.C.) (Ph. D. dissertation; University of Pennsylvania, 1987), 667 страниц. Структура переплетённых родственных отношений, установленная таким образом для нескольких поколений, была бы чрезвычайно искажена, если бы дополнительные 20 лет были вставлены в нововавилонский период. б) Продолжительность жизни в нововавилонский период (1) Адда-гуппи: Как показано выше в обсуждении харанской стелы (Harran, Nabon. H1, B), мать Набонида Адда-гуппи родилась в 20 году влиятельного ассирийского царя Ашшурбанипала, 649/648 г. до н.э., и умерла в 9 году Набонида – в 547/546 г. до н.э. в возрасте 101 или 102 года – замечательная продолжительность жизни. [76] [76] В самой надписи Адда-гуппи подчеркивается, что её возраст был чрезвычайно большим: «я видела моих [пра-]правнуков, до четвёртого поколения, в добром здравии, и (таким образом) наполнялись мои чрезвычайно преклонные годы».— A. Маламат (A. Malamat), Продолжительность жизни: концепция Библии и некоторые древние ближневосточные параллели – Longevity: Biblical Concepts and Dome Ancient Near Eastern Parallels, Archiv für Orientforschung, Beiheft 19: Vortrage gehalten auf der 28. Rencontre Assyriologique Internationale in Wien, 6.-10. Juli 1981 (Horn, Austria: Verlag Ferdinand Berger & Sohne Gesellschaft M.B.H., 1982), p. 217. Др. Маламат также обращается к табличке, найденной в Султантепе, которая «распределяет возрастные категории от 40 до 90 лет [следующим образом]: 40 – лалуту (расцвет лет); 50 – уму куруту (короткая жизнь); 60 – метлуту (зрелость); 70 – умуаркуту (длинная жизнь); [80] – шибуту (пожилой возраст); 90 – литтуту (чрезвычайно пожилой возраст)» — А. Маламат (A. Malamat), там же, стр. 215. Что случилось бы с её возрастом, если бы нам пришлось добавить 20 лет к нововавилонской эре? Тогда стало бы стр 126: необходимым увеличить возраст Адда-гуппи до 121 или 122 лет. Избежать этого можно только добавив 20 дополнительных лет к господству её сына Набонида, продолжавшего жить после её смерти, сделав его 17-летнее царствование 37-летним, чего современные ему документы того времени просто не позволяют нам сделать. Это не единственная проблема такого рода, стоящая перед защитниками хронологии Общества Сторожевой Башни. Жизнь многих людей, имена которых появляются в деловых и административных текстах нововавилонского периода, прослеживаются от текста к тексту почти на протяжении всего нововавилонского периода, иногда даже вглубь персидской эры. Оказывается, что некоторым из этих людей, которые были бизнесменами, рабами, писцами, должно было быть по 80 - 90 или более лет в конце их карьеры. Но если бы нам пришлось добавить 20 лет к нововавилонской эре, то нам также пришлось бы добавить 20 лет и к продолжительности жизни этих людей, сделав их 100 - 110 летними старцами всё ещё достаточно активными в своём роде деятельности. Вот несколько примеров: (2) Апла, сын Бел-иддина: Писец по имени Апла, сын Бел-иддина, который принадлежал к торговому дому Эгиби, впервые появляется как писец в тексте, датированном 28 годом Навуходоносора (577 г. до н.э.). После этого, его имя повторяется во многих текстах, датированных периодом царствования Навуходоносора, Амель-Мардука, Нериглиссара, Набонида, Кира, Камбиза, и Дария I. В последний раз он появляется как свидетель в одном документе – простом векселе, датированном 30 годом Дария, 509 г. до н.э.. Это означает, что карьера этого писца может длиться в течение периода, равного 68 годам, с 577 по 509 гг. до н.э. Русский ассириолог М.А. Дандамаев комментирует: Ему должно было быть, по крайней мере, 20 лет, когда он стал писцом. Даже если мы предположим, что Aпла умер в тот же самый год, когда он был упомянут в последний раз или вскоре после этого, то он должен был бы прожить приблизительно 90 лет.[77] [77] М. А. Дандамаев, О продолжительности жизни в Вавилонии в первом тысячелетии до н.э. – About Life Expectancy in Babylonia in the first Millennium B.C. в Смерть в Месопотамии – Death in Mesopotamia (=Mesopotamia. Copenhagen Studies in Assyriology, Vol. 8), ed. Bendt Alster (Copenhagen: Akademisk Forlag, 1980), p. 184.
Но если мы позволим себе добавить 20 лет к продолжительности нововавилонской эры, тогда мы не только увеличим возраст Аплы до 110 или более лет, но мы также будем вынуждены заключить, что в этом преклонном возрасте он всё ещё был способным выполнять работу писца. стр 127: (3) Иддин-Мардук и его жена Ина-Эсагила-рамат: Два других примера - бизнесмен Иддин-Мардук, сын Икиша, из семейства Нур-сина, и его жена Ина-Эсагила-рамат. Иддин-Мардук впервые появляется как управляющий своим делом в тексте, который ранее был датирован 8 годом правления Навуходоносора (597 г. до н.э.). Но недавняя тщательная проверка и сопоставление текстов оригинальной таблички показали, что цифра года повреждена и вероятно должна читаться как 28 год (577 г. до н.э.). Иддин-Мардук затем появляется в сотнях датированных документов, последний из которых датирован 3 годом Камбиза, 527 г. до н.э.. Другие документы указывают, что он умер незадолго до 5 года Дария I (517 г. до н.э.). Если мы предположим, что ему было всего 20 лет, когда он впервые появляется как управляющий, то ко времени смерти ему должно было быть около 80 лет. Жена Иддин-Мардука Ина-Эсагила-рамат, пережила своего мужа. Она, также, была вовлечена в бизнес. Документы показывают, что она вышла замуж за Иддин-Мардука не позднее 33 года Навуходоносора (572 г. до н.э.). Поэтому ей было, по меньшей мере, 20 лет, когда она впервые появляется как сторона заключения контракта в тексте, датированном 34 годом Навуходоносора (571 г. до н.э.). В последний раз она появляется в тексте, датированном 15 годом Дария I (507 г. до н.э.), и к этому времени ей должно было быть, по меньшей мере, 84 года.[78] [78] Корнелия Вунш (Cornelia Wunsch), Документы вавилонского бизнесмена Иддин-Мардука – Die Urkunden des babylonischen Geschaftsmannes Iddin-Marduk, 1 (Groningen: STYX Publications, 1993), pp. 19, 10 ftn. 43, 12, 66. И снова, если бы мы должны были добавить 20 лет к нововaвилонскому периоду, нам нужно было бы увеличить возраст Иддин-Мардука приблизительно до 100 лет, а возраст Ина-Эсагилы-рамат составил бы по меньшей мере 104 года. Нам также нужно было бы полагать, что она в этом возрасте всё ещё вела активную коммерческую деятельность. (4) Пророк Даниил: Библия также приводит некоторые собственные примеры. В год восхождения Навуходоносора на трон (605 г. до н.э.), Даниил, тогда ещё молодой человек около 15-20 лет, был уведён в Вавилон (Даниил 1:1, 4, 6). Он служил при вавилонском дворе до окончания нововавилонского периода, будучи всё ещё живым в 3 год Кира, в 536/35 г. до н.э.. (Даниил 1:21; 10:1) В то время ему должно было быть почти 90 лет. Если добавить дополнительные 20 лет к этому периоду, то Даниилу было бы почти 110 лет. стр 128: Возможно ли такое, чтобы люди в течение нововавилонского периода часто достигали возраста 100, 110, или даже 120 лет? Это верно, что мы иногда слышали о людях живущих на юге России или в северной Индии, которым, якобы, было по 150 лет или больше. Но при более тщательной проверке, все такие факты оказались ложными.[79] Самой пожилой из известных на сегодня людей, оказалась француженка, Жанна Калмент (Jeanne Calment), которая родилась 21 февраля 1875, и умерла 4 августа 1997, в возрасте 122 лет.[80] Продолжительность жизни этой француженки можно было бы прировнять к продолжительности жизни Адда-гуппи, если бы та вавилонская женщина умерла в возрасте 122 лет, вместо приблизительно 102 лет, как это указывают древние записи. [79] С. Джей Ольшанский (S. Jay Olshansky) В Поиске Мафусала: Оценка верхних границ
человеческого долголетия – In Search of Methuselah: Estimating the Upper Limits of
Human Longevity // Science, Vol. 250, 2 November 1990. p. 635.
[80] Книга Рекородов Гинесса 2004. По сообщениям некоторых СМИ, может быть, что этот рекорд был побит женщиной из Доминиканской республики В. И. Элизабет Исраэль (W. I., Elizabeth Israel), которая, как утверждают, родилась 27 января 1875, и умерла 14 октября 2003, в возрасте 128 лет. Рассуждая об этих долгожителях, мы справедливо спрашиваем, есть ли у нас веская причина полагать, что продолжительность жизни людей в то время превосходила продолжительность жизни людей сегодня? Русский ассириолог М. A. Дандамаев исследовал продолжительность жизни людей в Вавилонии с VII по IV столетие до н.э., используя в своих исследованиях десятки тысяч деловых и административных текстов. Его вывод – продолжительность жизни людей в Вавилонии не отличалась от современной. В своих рассуждениях Дандамаев обращается к Псалму 89:10: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет». Эти слова были столь же верны в нововавилонскую эру, как и сегодня.[81] [81] M. A. Дандамаев, там же.. (1980), стр. 183. Следовательно, чрезмерно пожилой возраст людей, который получается при датировке разрушения Иерусалима 607 годом вместо 587 г. до н.э. – это ещё один аргумент на чаше весов против хронологии Общества Сторожевой Башни. Как было показано в этом разделе, просопографическая экспертиза клинописных текстов убедительно поддерживает хронологию, установленную для нововавилонского периода. Карьеры бизнесменов, писцов, храмовых администраторов, рабов, и других можно проследить в течение многих десятилетий, в некоторых случаях в течение почти всего нововавилонского периода и даже в персидской эре. Тысячи датированных документов позволяют глубоко заглянуть в их повседневную жизнь. Интересно, что описание жизни и деятельности этих людей никогда не отсылает нас в какой-либо год, лежащий вне признанных временных рамок нововавилонского периода, никогда не накладывается и не выходит за эти рамки, указывая на отдельный год 20-летнего периода, требуемого хронологией Общества Сторожевой Башни. Читать дальше. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Мои статьи | Добавил: sekyral (29.10.2010) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1523 |