Мои статьи [104] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Глава 3
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАВЛЕНИЯ НОВОВАВИЛОНСКИХ ЦАРЕЙ (продолжение 2)
стр 106: Урукский список царей (W 20030, 105) Сохранённые части охватывают периоды от Кандалану до Дария I (647-486 гг. до н.э.) и, на обратной стороне, от Дария III до Селевка II (335-226 гг. до н.э.). Он, очевидно, был составлен из более древних источников, через некоторое время после царствования Селевка II. Урукский список царей был обнаружен в ходе раскопок в Уруке (современный г. Варка (Warka) в южном Ираке), в 1959-60 гг., вместе с около 1 000 других клинописных текстов (по большей части это тексты экономического содержания) различных исторических периодов.[33] [33] Первая транскрипция и перевод текста, включая обширное обсуждение Д-ра Дж. Ван Дейк (J. van Dijk), было опубликовано в 1962. – Дж. Ван Дейк (J. van Dijk), (UVB) Предварительный отчёт Немецкого Археологического института, Общества Востоковедения Германии о раскопках в Урук-Варке, предпринятых на средства Немецкого Исследовательского Совета – Vorläufiger Bericht über die von dem Deutschen Archeaäologischen Institut unter der Deutschen Orient-Gesellschaft aus Mitteln der Deutschen Forschungsgemeinschaft unternommenen Ausgrabungen in Uruk-Warka, Vol. 18, Berlin, 1962, pp. 53-60. Английская версия перевода Дж. Ван Дейк (J. van Dijk) (списка царей) опубликована в книге Дж. Б. Притчарда Древний Ближний Восток – The Antient Near East (Princeton, New-Jersey: Princeton University Press, 1969), p. 566. Другой, более недавний перевод Грейсона был опубликован в 1980. – А. К. Грейсон (A. K. Grayson), ЭСА (см. сноску 24 и рисунок выше), Vol. VI (1980), pp.97, 98. Сохранившаяся часть лицевой стороны (передняя или главная сторона), которая включает нововавилонский период, предоставляет следующую хронологическую информацию (поврежденные или отсутствующие части указаны в кавычках или в круглых скобках):[34] [34] Основано на транскрипции Грейсона в ЭСА VI (1980), стр. 97. стр 107: (лицевая сторона – obverse)
Как видно, имена царей и сохранившиеся числа для нововавилонского периода согласуются с теми, что у Бероса и в Царском каноне: для Набопаласара даётся 21 год, для Навуходоносора – 43 года, и для Амель-Мардука (Евилмеродаха) – 2 года. Единственное отклонение – в продолжительности царствования Лабаши-Мардука, которое представлено как 3 месяца, против 9 месяцев у Бероса. Меньшая цифра без сомнения правильна, что подтверждается [прочими] раскопанными экономическими документами.[35] [35] См. сноску 20 выше. В любом случае, царствование Лабаши-Мардука поглощается 4 годом Нериглиссара, который также был годом воцарения Набонида и на общую продолжительность эры не влияет. В противоположность Царскому канону, который всегда даёт только целые годы, Урукский список царей более точный, даёт также и месяцы для царствования Нериглиссара и Лабаши-Мардука. Хотя цифры для Нериглиссара и Набонида повреждены, их можно восстановить (реконструировать) как «3 года, 8 месяцев», и «17 лет» соответственно. Экономические тексты также показывают, что царствование Нериглиссара продолжалось 3 года и 8 месяцев (с августа 556 по апрель 560 гг. до н.э.).[36] [36] Дж. Ван Дейк (J. van Dijk), UVB 18 (см. сноску 33 выше), стр. 57. Так как Нериглиссар умер на четвёртом году царствования, то продолжительность его царствования хронологически считается как четыре года по вавилонской системе счёта с дополнительными годами воцарения. Урукский список царей отличается от этого метода, предоставляя более точную информацию. Как отмечает Дж. Ван Дейк (J. van Dijk), «этот список точнее [Царского] канона, и подтверждается результатами исследований» – Архив Восточных исследований (Archiv für Orientforschung), ed. E. Weidner, Vol. 20 (Graz, 1963), p. 217. Больше информации о месяце воцарения Нериглиссара и Урукском списке царей, см. в Приложении к Главе 3. Так что мы ещё раз видим, что числа у Бероса и в Царском каноне подтверждаются и этим древним документом, Урукским списком царей. По общему признанию, этот список царей был составлен (из более древних документов) более чем через 300 лет после завершения нововавилонской эры. Основываясь на этом, [у скептиков] есть основание утверждать, что в этот документ могли вкрасться ошибки переписчиков. стр 108: Итак, важно задаться вопросом: неужели не сохранились никакие исторические записи ещё со времени нововавилонской эры, по которым можно установить хронологию этого периода? Сохранились, и мы прямо сейчас рассмотрим их.
в) Царские надписи В огромном количестве обнаружены царские надписи различных видов (строительные надписи, надписи с религиозными обетами, анналы, и т.п.), непосредственно относящиеся к ассирийской и нововавилонской эре. В 1912 году Стефан Лангдон (Stephen Langdon) опубликовал немецкий перевод известных на тот момент нововавилонских надписей, но с того времени в раскопках было обнаружено много новых надписей интересующего нас периода.[37] Вследствие этого ведётся подготовка нового перевода всех нововавилонских царских надписей.[38] [37] Стефан Лангдон (Stephen Langdon) Нововавилонские царские надписи – Die neubabylonischen Königsinschriften (=VorderasiatischeBibliothek, Vol. IV) (Leipzig: J. C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1912)
[38] Первый из трех запланированных томов был издан в 1973 г. как Нововавилонские царские надписи – Die neubabylonischen Königsinschriften Поля-Ричарда Бергера (Paul-Richard Berger) (=Alter Orient und Altes Testament, Vol. 4/1) (Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag, 1973). Это огромная задача. По оценке Поля-Ричарда Бергера (Paul-Richard Berger) около 1 300 царских надписей (треть из которых не повреждена) относятся к нововавилонскому периоду, большинство из них касаются царствования Набопаласара и Навуходоносора.[39] [39] Приблизительно 75% этих документов было найдено в Вавилоне в ходе тщательных раскопок, проведённых Р. Кольдеви (R. Koldewey) в 1899-1917. (Бергер, там же, стр. 1-3) Как сказал Др.Рональд Сэк «настоящая гора» царских надписей дошла до нас только со времён правления Навуходоносора. (Изображения Навуходоносора – Images of Nebuchadnezzar [Selinsgrove: Susquehanna University Press; London and Toronto: Associated University Press, 1991], p. 26.) 6 надписей со времён царствования Амель-Мардука, 8 – Нериглиссара, и приблизительно 30 – Набонида. (Бергер (Berger), там же, стр. 325-388.) Для того хронологического периода, которым мы занимаемся, 3 надписи имеют особую ценность. Каждая из них – это оригинальный документ времён царствования Набонида.[40] Как они помогают в установлении важнейшей даты – даты разрушения Иерусалима? [40] В 1989 Поль-Ален Белью в свою докторскую диссертацию Царствование Набонида – The Reign of Nabonidus включил новый каталог с детальными описаниями царских надписей со времён царствования Набонида. – Поль-Ален Белью (Paul-Alain Beaulieu), Царствование Набонида, царя вавилонского 556 – 539 гг. до н.э. – The Reign of Nabonidus, King of Babylon 556 -539 B. C. (New Haven and London: Yale University Press, 1989), pp. 1-42.
Мы увидели, что для защиты 607 г. до н.э. Общество Сторожевой Башни ставит под вопрос надёжность продолжительности нововавилонского периода, представленной как Беросом, так и в Царском каноне (часто называемом «Канон Птолемея»), видимо полагая, что 20 лет – это пустяшный по продолжительности промежуток. Первой обсудим царскую надпись, которая обозначена Nabonidus No. 18. Она подтверждает ту продолжительность царствования царя Набонида, которая найдена в тех [двух] древних источниках. стр 109: Вторая клинописная табличка, Nabonidus No. 8, ясно устанавливает общую продолжительность царствований нововавилонских царей, вплоть до Набонида, и позволяет нам узнать как год восхождения Навуходоносора на престол, так и ключевой год, в который он опустошил Иерусалим. Третья табличка, Nabonidus No. 24 предоставляет продолжительность царствования каждого нововавилонского царя: от первого – Набополассара, далее, и вплоть до 9 года последнего правителя, Набонида (Валтасар, очевидно, был соправителем своего отца Набонида во время падения Вавилона).[41] [41] К сожалению, ученые пронумеровали эти надписи по-разному, что может причинить некоторую путаницу. В системах Тэдмора, Бергера, и Белью эти 3 надписи внесены в списки следующим образом:
Белью придерживается нумерации в хронологическом порядке: № 1 был написан в первом году Набонида, № 2 в его втором году, и № 13 после 13 года, возможно в 14 или 15 году. (Белью, там же, стр. 42.) В списке Тэдмора надписи Набонида нумеруются в порядке их опубликования, начиная с пятнадцати текстов, изданных Лангдоном в 1912 г. (Hayim Tadmor, "The Inscriptions of Nabunaid: Historical Arrangement," in Studies in Honor of Benno Landsberger on his Seventy-Fifth Birthday [= Assyriological Studies, No. 16], ed. H. Guterbock & T. Jacobsen, Chicago: The Chicago University Press, 1965, pp. 351-363.) Системы Тэдмора, Бергера, и Белью, в свою очередь, отличаются от системы Х. Леви (H. Lewy) Восточный Архив – Archiv Orientální, Vol. XVII, Prague, 1949, pp. 34,35, note 32. В представленном здесь обсуждении будут использоваться номера Тэдмора. Ниже изложены подробности о каждой из этих клинописных табличек:
(1) Nabon. No. 18 – надпись на цилиндре, сделанная в неуказанный год Набонида. Исполняя желание Сина, бога луны, Набонид посвятил свою дочь (имя которой Эн-нигалди-Нанна) этому богу в качестве жрицы в храме Сина, в Уре. Здесь [упомянут] важный факт, что лунное затмение, датированное в тексте 13-м днём месяца элул, наблюдаемое в утреннюю стражу, предшествует этому посвящению. Элул, 6-й месяц в нововавилонском календаре, соответствует части августа и сентября (или, иногда, части сентября и октября) по нашему календарю. Надпись открыто заявляет, что луна «зашла во время затмения», то есть затмение началось до, и закончилось после восхода солнца.[42] Поэтому, в Вавилоне не было видно окончание затмения. [42] Эта часть текста, согласно переводу Белью, гласит: «В ответ на желание жрицы енту (entu), в месяце элул, месяц (шумерское название которого означает) „дело богинь”, на тринадцатый день Луна была в затмении и зашла пока была затемнена. Син затребовал жрицу енту. Таковыми (были) его знак и его решение» (Белью, там же, стр. 127.) Вывод о том, что это лунное затмение указывало на то, что Син затребовал жрицу, очевидно был основан на серии астрологических табличек Энума Ану Энлиль, „Святое писание” ассирийских и вавилонских астрологов, которые постоянно основывали свои толкования астрономических событий на этом старинном сборнике предсказаний. Лунное затмение, наблюдаемое утром 13 элула, явно объясняется в этих табличках как признак того, что Син требует жрицу – См. Х. Леви, Вавилонский [исторический] фон в легенде Кай Каус – The Babylonian Background of the Kay Kâûs Legend Archiv Orientální, Vol. XVII (ed. by B. Hrozny, Prague, 1949), pp. 50, 51; сравни с Франческа Рочберг-Холтон (Francesca Rochberg-Halton), Виды вавилонских гаданий по звёздам: Таблички лунных затмений Enuma Anu Enlil – Aspects of Babylonian Celestial Divination: The Lunar Eclipse Tablets of Enuma Anu Enlil (= Beiheft 22 из Архива исследований Востока – Archiv fur Orientforschung, Horn, Austria: Verlag Ferdinand Berger & Sohne Gesellschaft M.B.H., 1988), p. 133. стр 110: Насколько это всё важно? Движения астрономических тел настолько точны, что когда сообщаются существенные подробности о затмении луны, например, что затмение произошло в рамках определённого ограниченного временного периода в прошлом, тогда мы можем очень точно определить дату конкретного затмения в конкретной области Земли. А поскольку эти детали отвечают требованию, то когда же именно в течение царствования Набонида произошло затмение, описанное в этой древней клинописи? В 1949 г. Хильдегард Леви (Hildegard Lewy) анализировал это затмение, и установил, что только однажды в течение царствования Набонида такое затмение произошло в это время года, то есть 26 сентября 554 г. до н.э. (по Юлианскому календарю).[43] Затмение началось приблизительно в 3 часа ночи и продолжалось около 3 часов. Если Набонид, царствовал в течении 17 лет и его первый год приходится на 555/54 г. до н.э. (что общепринято), то затмение и посвящение дочери Набонида произошли во 2 году его царствования (554/53 г. до н.э.). [43] Х. Леви, там же, стр. 50, 51 Замечательное подтверждение этой датировки вышло в свет 20 годами позже, когда В. Г. Ламберт (W. G. Lambert) опубликовал свой перевод четырёх фрагментов одной надписи времён царствования Набонида, которую он назвал Хроникой Царя – Royal Chronicle. Надпись устанавливает, что посвящение дочери Набонида произошло незадолго до начала его 3 года, а значит во 2 году – точно так, как и заключил Леви.[44] [44] Ламберт (W.G.Lambert) Царствование Набонида, новые источники – A New Source of The Regn of Nabonidus, Archiv für Orientforschung,Vol. 22 (ed. by Ernst Weidner, Graz, 1968/69), pp. 1-8. Другие учёные подтверждают выводы Леви. Белью, например, объясняет: «Из царской хроники известно, что затмение должно было произойти во втором году Набонида или немного раньше и нет никаких проблем с определением даты этого затмения – 26 сентября 554 г. до н.э.. Это было почти полное затмение, продолжавшееся 188 минут, и достигшее своей максимальной фазы в 1:42 по Гринвичу, что означает 4:42 по вавилонскому времени. Восход солнца в Ираке происходит около 6:00 в это время года, а это значит, что восход солнца совпал с заходом луны, пока луна была в затмении» (Белью,там же, стр. 127, 128.) Таким образом, затмение луны, произошедшее 13-го элула, точно устанавливает 2 год Набонида на 554/53 г. до н.э., а первый год – на 555/54 г. до н.э., стр 111: и поэтому предоставляет очень сильное подтверждение числам для царствования Набонида, указанным Беросом и в Царском каноне.[45] [45] Кто-нибудь может заявить, что можно найти другое затмение луны, совпадающее с восходом солнца 13 элула, несколькими годами раньше, вероятно примерно на 20 лет раньше, которое соответствует описанию, данному Набонидом, чтобы адоптировать это наблюдение под хронологию Общества Сторожевой Башни. Однако современные астрономические вычисления показывают, что никакого такого затмения луны, видимого в Вавилоне, не происходило в это время года за 20 или даже за 50 лет до царствования Набонида! Ближайшее затмение луны такого типа произошло на 54 года раньше, 24 августа 608 г. до н.э. Поэтому лунное затмение из Nabon. No. 18, может быть датировано только 26 сентября 554 г. до н.э.. Дополнительную информацию об идентификации древних затмений луны, см. в Приложении к главе 4 Некоторые комментарии к древним затмениям луны. (2) Nabon. No. 8, или Hillah stele, – стела, которая была обнаружена в конце XIX века поблизости [города] Хилла, расположенного около 7 км на юго-восток от руин Вавилона.[46] [46] Перевод текста был издан С. Лангдоном (S. Langdon) в 1912, там же (сноска 37 вышеe), стр. 53-57,270-289. Английский перевод можно найти в работе Джеймса Б. Притчарда Древние Ближневосточные Тексты – Ancient Near Eastern Texts (далее по тексту ДБВТ), – ed. James B. Pritchard (Princeton, N. J.: Princeton UniversityPress, 1950), pp. 308-311. Надпись «содержит отчёт о годе воцарения и о начале первого года царствования Набонида», и как явствует из самого документа, она была написана в средине первого года правления Набонида (осенью 555 г. до н.э.).[47] [47] В колонке IX упоминается посещение Набонидом южной Вавилонии вскоре после празднования Нового Года. Это посещение также задокументировано в архивных текстах из Ларса (Larsa), и датировано первыми двумя месяцами первого года Набонида. – Белью, там же, стр. 21, 22, 117-127. Информация, предоставленная уже на одной этой стеле, поможет нам установить общую протяжённость периода от Набопаласара до начала царствования Набонида. Как это сделать? В нескольких своих царских надписях (№ 1, 8, 24, и 25 из списка Тэдмора) Набонид говорит, что в год своего воцарения во сне он получил повеление богов Мардука и Сина восстановить Ехулхул (Ehulhul), храм Сина, бога луны в Харране. В связи с этим, обсуждаемый текст (Nabon. No. 8) подаёт очень интересную порцию информации: (В отношении) Харрана (и) Ехулхула, который пролежал в руинах 54 года из-за его разорения Мидянами, (которые) разрушили святилище, с согласия богов, время для примирения подошло, 54 года, когда Син должен вернуться на своё место. Когда он вернулся на своё место, Син, господь тиары, то вспомнил своё высокое положение, а (что касается) всех богов, которые покинули его церковь с ним – Мардук, царь богов, приказал им собраться. [48] [48] Перевод Белью, там же, стр. 107. стр 112: Дата разрушения мидянами храма Ехулхул в Харране известна нам из двух разных достоверных источников: Нововавилонская Хроника 3 (В.М. 21901) и надпись из Харрана Nabon. H1, B, также известная как стела Адда-гуппи (иногда Адад-гуппи) (Adda-guppi’ stele) (Nabon. No. 24 в списке Тэдмора). В хронике сказано, что в «шестнадцатый год» Набопаласара, в месяце Мархешван (часть октября и ноября), «Умман-манда» (мидяне), [которые] пришли [помо]чь царю Аккада, объединили свои армии и двинулись на Харран [против Ашшур-убалл]ита (II), который взошёл на трон Ассирии . . . Царь Аккада подошёл к Харрану и [. . .] захватил город. Он унёс огромную добычу из города и храма»[49] Стела Адда-гуппи предоставляет такую же информацию: [49] Грейсон, АВХ (1975), стр. 95. Точный месяц разрушения храма не даётся, но поскольку хроника далее заявляет, что царь Аккада отправился домой в месяце аддар (12 месяц, соответствующий февралю/марту), разрушение должно было произойти между октябрём 610 г. и мартом 609 г. до н.э., вероятно к концу этого периода. Тогда, в шестнадцатомом году Набопаласара, царя Вавилона, Син, царь богов, был сердит на свой город и свой храм, и ушёл на небеса, а город и люди, что (были) в нём, пришли в руины. [50] [50] Гедд (C. J. Gadd) Харранские надписи Набонида – The Harran Inscriptions of Nabonidus, Anatolian Studies, Vol. VIII, 1958, p.47. То, что в то время храм Ехулхул лежал в руинах, подтверждено другими записями, включая сиппарский цилиндр (№ 1 в списке Тэдмора) который гласит: «[Син] разгневался на тот город [Харран] и храм [Ехулхул]. Он поднял мидян, которые разрушили тот храм и обратили его в руины» – Гедд, там же, стр. 72, 73; Белью, там же, стр. 58. [в переводе М. А. Дандамаева: сердце его [Сина] отвернулось от этого города [Харран] и храма [Ехулхул]. Он заставил умман-манда (мидийцы и скифы) подняться и разрушить этот храм и превратить в руины. – прим. переводчика] Поэтому очевидно, что Набонид отсчитывает «пятьдесят четыре года» от 16 года Набопаласара до начала его собственного правления, когда боги приказали ему восстановить святилище.[51] [51] О восстановлении храма Ехулхул упоминается во многих текстах, которые не так-то просто согласовать. Вследствие некоторой неопределенности в надписях, не ясно, было ли завершено восстановление храма в Харране в ранние годы правления Набонида или после его 10-летнего пребывания в Теме, в Аравии. Эта проблема широко обсуждалась многими учеными. Вероятнее всего этот проект [восстановления] начался в ранние годы господства Набонида, но полностью его нельзя было закончить до его возвращения из Темы, возможно в 13 год его царствования, или позднее. (Белью, там же, стр. 137, 205-210, 239-241.) «Конечно же, разные тексты относятся к разным этапам работ» – говорит профессор Генри Сэгс (Henry Saggs) в своём обозрении этой проблемы. (Г. Сэгс (H. W. F. Saggs), Народы в древности: Вавилоняне – Peoples of the Past: Babylonians, London: The Trustees of the British Museum, 1995, p. 170). Так или иначе, все учёные согласны, что Набонид считал эти 54 года начиная с 16 года Набополассара и заканчивая его собственным годом воцарения, когда «гнев» богов «(наконец-то) стих», согласно Hillah stele (колонка. VII), и Набонид «получил приказ» восстановить храм. Дополнительные комментарии относительно Hillah stele см. в Приложении. стр 113: Это превосходно согласуется с числами для нововавилонских царей у Бероса и в Царском каноне. Так как Набопаласар правил 21 год, то от его 16 года до конца его царствования оставалось 5 лет. После этого Навуходоносор правил 43 года, Амель-Мардук – 2 года, Нериглиссар – 4 года, до того как Набонид пришёл к власти (несколькими месяцами Лабаши-Мардука можно пренебречь). Просуммировав эти годы царствования (5+43+2+4), мы получаем 54 года – точно, как заявил Набонид на своей стеле. Если, как было установлено, первый год Набонида был 555/554 г. до н.э., то 16 год Набопаласара должен приходиться на 610/609 г. до н.э., его первый год – на 625/624 г. до н.э., и его 21 (и последний) год – на 605/604 г. до н.э. Тогда первый год Навуходоносора приходится на 604/603 г. до н.э., а его 18 год, когда он опустошил Иерусалим – на 587/586 г. до н.э., а не 607 г. до н.э.. Эти даты полностью согласуются с датами, указанными у Бероса и в Царском каноне. Поэтому, эта стела добавляет свои свидетельские показания в установление полной продолжительности царствования всех нововавилонских царей до Набонида. Полагаться на силу этого свидетельства – произведённого, кстати, непосредственно во время самой нововавилонской эры, – слишком сильно нельзя. (3) Nabon. No. 24, также известный как надпись Адда-гуппи, существует в двух копиях. Первую обнаружил Х. Погнон (H.Pognon) в 1906 в Эски Харране (Eski Harran), что в юго-восточной Турции, в руинах древнего города Харран (того, что известен со времён Авраама). Эта стела – надгробная надпись, очевидно составленная Набонидом для своей матери Адда-гуппи. Сейчас она хранится в Археологическом музее в Анкаре. Текст включает не только биографический очерк матери Набонида со времени ассирийского царя Ашшурбанипала и аж до 9 года Набонида (когда она умерла), но и указывает продолжительность царствования каждого из нововавилонских царей, конечно, кроме Набонида, который оставался живым. К сожалению, часть текста в первой копии, которая сообщает продолжительности царствования – повреждена, и единственные поддающиеся прочтению числа – это 43 года царствования Навуходоносора и 4 года царствования Нериглиссара.[52] [52] Подробное обсуждение этой надписи см. у Б. Ландсбергера (B. Landsberger), Базальтовая стела Набонида из Эски-Харрана – Die Basaltstele Nabonids von Eski-Harran, Halil-Edhem Hâtira Kitabi, Kilt I (Ankara: Turk Tarih Kurumu Basimevi, 1947), pp. 115-152. Английский перевод найден в работе Притчарда ДБВТ, стр. 311, 312. Однако, в 1956 г. Др. Д. С. Райс (D. S. Rice) обнаружил в Харране 3 других стелы времён царствования Набонида, одна из них дублировала надпись, обнаруженную в 1906 г. К счастью, те части новой стелы, которые содержат хронологическую информацию, были не повреждёнными. Первая из этих частей гласит: стр 114: Надпись Адда-гуппи (Nabon. H1, B) стр 115: С 20 года Ашшурбанипала, царя Ассирии, когда я родилась, до 42 года Ашшурбанипала, до 3 года его сына Ашшур-этил-илани, до 21 года Набопаласара, до 43 года Навуходоносора, до 2 года Амель-Мардука, до 4 года Нериглиссара, в течении (всех) этих 95 лет, в которые я посещала храм великого верховного бога Сина, царя всех богов на небе и в нижнем мире, он благосклонно смотрел на мои благочестивые добрые дела и прислушивался к моим молитвам, внимал моим мольбам. [53] [53] Гедд, там же, стр. 46-56. Гедд перевёл надпись в 1958 и назвал новую стелу Nabon. H1, B, в отличие от стелы Погнона (Pognon), которую он назвал Nabon. H1, A. Здесь процитирован перевод A. Лео Оппенгейма (A. Leo Oppenheim) в редакции Джеймса Б. Притчарда, Древний Ближний Восток. Новая антология текстов и изображений – The Ancient Near East. A New Anthology of Texts and Pictures, (ed.) Vol.II (Princeton and London: Princeton University Press, 1975), pp. 105, 106, col. 1:29-33. Поскольку этот отрывок используется как базовый для вычисления возраста Адда-гуппи в колонке 11:26-29, количество царей и их правления, очевидно, подразумеваются полными. Во второй части хронологическая информация повторяется (колонка 11:40-46), но господство Амель-Мардука опущено, очевидно потому, что цель этой части другая, а именно, объяснить, кому из нововавилонских царей Адда-гуппи служила как послушная подданная. Это ясно обозначено в начале этой части, где сказано: «Я повиновалась всем своим сердцем и сделала своим долгом (как подданная) в течение ???» – и т.д. Как предполагает Гедд «её прогнали, или она отсутствовала» при дворе Амель-Мардука, «без сомнения по причинам, каковы бы они ни были, которые создали этому царю злую репутацию в официальных кругах». (Гедд, там же, стр. 70) Нужно заметить, что первые два царя, Ашшурбанипал и его сын Ашшур-этил-илани, были ассирийскими царями, в то время как последующие цари были нововавилонскими царями. Это указывает на то, что Адад-гуппи жила сначала под правлением Ассирии, но потом, в связи с восстанием Набопаласара и освобождением Вавилонии от ассирийского ярма, подчинялась нововавилонскому правительству.[54] Мать Набонида дожила до 100 лет, и далее в тексте дано полное описание её долгой жизни: [54] Набонид и его мать произошли из северной ветви Арамеев, которые ранее настолько сильно ассимилировались в ассирийское общество, что даже их бог луны Син «стал почитаться среди ассирийцев так же, как и их местный бог Ашшур». (М.А. Дандамаев, Рабство в Вавилонии – Slavery in Babylonia, DeKalb, Illinois: Northern Illinois University Press, 1984, pp. 36-39.) В одной из своих надписей (Nabon. No. 9 по Тэдмору), Набонид открыто называет царей Ассирии так: «Мои царственные предки». – Г. Леви, там же, (см. сноску 42), стр. 35, 36. Он [бог луны Син] приложил (к моей жизни) много дней (и) лет счастья, и хранил жизнь мою со времени Ашшурбанипала, царя Ассирии, до 9 года Набонида, царя Вавилона, сына, стр 116: которого я родила. Одна сотня и четыре счастливых года (проведены) в том благочестии, которое Син, царь всех богов, взрастил в моём сердце.[55] [55] Оппенгейм в работе Притчарда, там же (1975), стр 107, колонка II:26-29. Дополнительные комментарии к надписи Адда-гуппи см. в приложении к главе 3.
Эта царица умерла в 9 год Набонида, и в последней колонке этой надписи записаны слова траура по умершей матери. Интересно, что та же самая информация приводится также и в Хронике Набонида (B.M. 35382): Девятый год: . . . На пятый день месяца нисан царица мать умерла в Дур-Карашу (Dur-karashu), который на берегах Евфрата вверх по течению из Сиппара.[56] [56] Лонгмэн (T. Longman III) хотел бы классифицировать её как „вымышленную автобиографию” (такой литературный метод известен ещё из аккадских текстов), несмотря на то, что он дополнительно сообщает: «Это, однако, не означает, что события и даже видное положение Адда-гуппи – не аутентичны."(Тремпер Лонгмэн III (Tremper Longman III), Вымышленная аккадская автобиография – Fictional Akkadian Autobiography, Winona Lake, Indiana: Eisenbrauns, 1991, pp. 41,101,102,209,210; Сравни Белью (Beaulieu), в предыдущей цитате, стр. 209.) Но это сомнительно, чтобы надпись Адда-гуппи даже в этом смысле, можно было классифицировать как „вымышленная автобиография”. В своей рецензии работы Лонгмэна, Др. В. Шрам (W. Schramm) отмечает, что этот текст «по существу является подлинной автобиографией. Тот факт, что имеется дополнение в колонке III 5ff., составленное Набонидом (Гедд (Gadd), AnSt 8, 55, on III 5), не даёт кому-нибудь права расценивать весь текст как вымышленный. Конечно, эта надпись была выгравирована после смерти Адда-гуппи. Но нельзя усомниться в аутентичности тех литературных произведений, которые были использованы для описания истории жизни Адда-гуппи». – Bibliotheca Orientalis, Vol. LII, No. 1/2 (Leiden, 1995), p. 94.
В этой царской надписи приводятся все нововавилонские цари и их царствования, от Набопаласара и до 9 года Набонида, а продолжительности царствований находятся в полном соответствии с Царским каноном – весьма существенный факт, ибо подтверждение исходит от свидетельницы, жившей в одно время со всеми теми нововавилонскими царями и имевшей тесные узы со всеми ними.[57] Ещё более существенным фактом, чем отдельные сведения какого-либо источника, является та гармония, которая присутствует между всеми этими источниками, что является самым убедительным доказательством. [57] Царский канон, конечно же, не даёт продолжительности царствований ассирийский царей Ашшурбанипала и Ашшур-этил-илани. За ранний период (747-539 гг. до н.э.) Канон приводит только список царей Вавилона, а не для существовавшей в то время Ассирии. Царствования ассирийских царей приводятся только до тех пор, пока они имели прямое правление также и над Вавилоном, что, например, соответствует действительности в случае Сеннахерима, который дважды правил над Вавилоном (в 704/03-703/02 и 688/87-681/80 гг. до н.э.), и Асархаддона, правившего над Вавилоном 13 лет (680/79-668/67 гг. до н.э.). На то время, когда в Ассирии царствовал Ашшурбанипал, Канон приводит царствование подвассальных ему вавилонских царей, живших с ним в одно время – Шамаш-шум-укина (20 лет) и Кандалану (22 года). – сравни у Гедда (Gadd), там же, стр. 70,71. стр 117: Результаты нашего обсуждения нововавилонских исторических записей сведены в следующей таблице: ТАБЛИЦА 3:ГОСПОДСТВО НОВОВАВИЛОНСКИХ ЦАРЕЙ СОГЛАСНО НОВОВАВИЛОНСКИМ ИСТОРИЧЕСКИМ ЗАПИСЯМ
* Эти числа в хрониках сохранены только у Бероса и(или) в Царском каноне. См. обсуждение. Как видно из таблицы, принятая светскими историками нововавилонская хронология очень сильно подтверждается древними клинописными источниками, некоторые из которых были произведены еще в саму нововавилонскую эру. Три различные линии доказательств в поддержку этой хронологии находятся в следующих источниках: (1) Хотя [многие] важные части [текста] нововавилонских хроник отсутствуют, а некоторые числа в Урукском списке царей частично повреждены, объединённое свидетельство этих документов основательно подтверждает нововавилонскую хронологию Бероса и Царского канона, которые, в свою очередь, независимо друг от друга, произошли из нововавилонских хроник и списков царей. (2) Царская надпись Nabon. No. 18 и Царская хроника астрономически зафиксировали 2 год Набонида на 554/553 г. до н.э.. Полная продолжительность нововавилонского периода до Набонида приводится в Nabon. No. 18, где говорится, что с 16 года Набопаласара до года воцарения Набонида прошло 54 года. Стела, таким образом, устанавливает 16 год Набопаласара на 610/09 г., а его первый год – на 625/24 гг. до н.э.. Таким образом эти две надписи устанавливают полную продолжительность нововавилонской эры. (3) Надпись Адда-гуппи даёт сроки правления всех нововавилонских царей от Набопаласара до 9 года Набонида (кроме короткого царствования Лабаши-Мардука, продолжительностью которого в несколько месяцев можно пренебречь). Поскольку Общество Сторожевой Башни косвенно согласно с 17-летним правлением Набонида, уже одна эта стела опровергает их дату 607 г. до н.э. как год опустошения Иерусалима. стр 118: Таким образом вавилонские хроники, Урукский список царей, и царские надписи прочно устанавливают продолжительность нововавилонской эры. А ведь это всего лишь начало. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Мои статьи | Добавил: sekyral (29.10.2010) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1545 |