Приветствую Вас Гость!
Среда, 16.07.2025, 02:29
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Карл Олоф Йонссон.Пересмотренные Времена Язычников.(Глава 4)

Пересмотренные Времена Язычников
Карл Олоф Йонссон (Carl Olof Jonsson)
4-е издание 2004,
пересмотренное и дополненное.
*****************************************************************************
Глава 4
АБСОЛЮТНАЯ ХРОНОЛОГИЯ
НОВОВАВИЛОНСКОЙ ЭРЫ


стр 153:

К

АК ОБЪЯСНЯЛОСЬ ранее, в главе 2, обычно абсолютную хронологию лучше всего устанавливать при помощи наблюдений древних астрономов.

И хотя в Библии нет записанных астрономических наблюдений, пригодных для датирования, но было подмечено, что в 4 Царств 25:2, 8 датирование опустошения Иерусалима «одиннадцатым годом царя Седекии», последнего иудейского царя, совпадает с «девятнадцатым годом царя Навуходоносора» – вавилонского опустошителя этого города. Если бы теперь царствование Навуходоносора можно было астрономически привязать к нашей эре, тогда стало бы возможно установить и абсолютную дату (т.е. год до н.э.) опустошения Иерусалима.

В этой главе будет продемонстрировано, что весь нововавилонский период, включая царствование Навуходоносора, можно утвердить как абсолютную хронологию при помощи астрономических клинописных документов, найденных в Месопотамии.

Исследование вавилонских астрономических документов

Исследование астрономических клинописных документов началось более 100 лет назад. Одним из ведущих ассириологов того времени был И. Н. Штрасмайер (J. N. Strassmaier) (1846-1920). Он был прилежным копировщиком клинописных текстов, которые, начиная с 1870-х годов начали прибывать из Месопотамии в Британский Музей в громадных количествах.

Штрасмайер обнаружил, что огромное количество текстов содержало астрономические данные. Он послал копии этих текстов своему коллеге Дж. Эппингу (J. Epping), который преподавал математику и астрономию в Фалкенбурге, Голландия. Так Эппинг положил начало изучению вавилонских астрономических текстов. После его смерти другой коллега Штрасмайера, Франц Ксавьер Куглер (Franz Xaver Kugler) (1862-1929), продолжил работы Эппинга.


стр 154:

Мало кто приложили столько сил в изучении астрономических текстов, как Куглер, если вообще кого-то можно с ним сравнить. Он опубликовал свои результаты в серии монументальных трудов, таких как Лунное исчисление в Вавилоне – Die Babylonische Mondrechnung (1901), Астрономия и астрономическая служба в Вавилоне – Sternkunde und Sterndienst in Babel том. I и II (1907-1924), и От Моисея до Павла – Von Moses bis Paulus (1922). Последние две работы включают детальное исследование древней хронологии, а астрономические тексты в них полностью проработаны и глубоко изучены.[1]


[1] Результаты Куглера (Kugler) возымели далекоидущие последствия. Д-р Шаумбергер заявляет, что Куглер (Kugler) «среди прочих существенных пунктов оказал неоценимую услугу исторической науке, установив хронологию последних столетий до рождества Христа». – П. И. Шаумбергер (P. J. Schaumberger) – Drei babylonische Planetentafeln der Seleukidenzeit; Orientalia, Vol. 2, Nova Series (Rome, 1933), p. 99.


После смерти Куглера (Kugler) в 1929 в изучении вавилонской астрономии было несколько ключевых фигур: П. И. Шаумбергер (P. J. Schaumberger) (умер в 1955), Отто Нейгебауер (Otto Neugebauer) (1899-1990), и Абрахам Дж. Сакс (Abraham J. Sachs) (1914-1983). Многие другие современные учёные трудились на поле понимания астрономических текстов. С некоторыми из них были проведены консультации для целей нижеследующего обсуждения.

Древняя астрономия

Как было установлено из вавилонских астрономических табличек, регулярное и систематическое изучение небосвода началось в середине VIII в. до н.э., а может и раньше. Для выполнения регулярных наблюдений за положениями и движением Солнца, Луны и планет, и для ведения ежедневных записей наблюдаемых явлений специально нанимались обученные наблюдатели.

Такая регулярная деятельность производилась во многих обсерваториях [местах наблюдения] в Месопотамии, расположенных в городах Вавилон, Урук, Ниппур, Сиппар, Борсиппа, Куту(а?) [близ г. Киш], Дильбат.[2] (См. на карте.)


[2] Такие наблюдения производились также и во времена Ассирии в городах Ашшур и Ниневия. Наблюдения в Вавилонии производились, вероятно, на верхушках башен, зиггуратов [ступенчатая пирамидальная башня; культовое сооружение], таких как зиггурат Этеменанки в Вавилоне.


В результате этой деятельности, вавилонские учёные уже на ранних стадиях установили различные циклы [движения] Солнца, Луны и 5 видимых невооружённым глазом планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), что позволило им даже предсказывать определённые небесные явления, такие как лунные затмения.


стр 155:

Места астрономических наблюдений в Вавилонии

В конце концов, в эру Персии и Селевкидов они разработали научную математическую астрономию очень высокого уровня, чего никогда не достигала ни одна другая древняя цивилизация.[3]


[3] Часто указывают на то, что интерес вавилонян к небесам в большой мере мотивировался астрологией. И хотя это верно, профессор Отто Нейгебауер (Otto Neugebauer) отмечает, что главной целью вавилонских астрономов была не астрология, но исследование проблемы календарной системы. (Отто Нейгебауер, Астрономия и история. Избранные статьи. – Astronomy and History. Selected Essay. New York: Springer-Verlag, 1983, p. 55.) Дальнейшие комментарии по вопросу астрологических мотивов см. Приложение к главе 4, раздел 1: Астрология – толчок к вавилонской астрономии.


Природа вавилонских астрономических текстов *

Хотя астрономические клинописные тексты находили также в Ниневии и Уруке, груда текстов, около 1600, была найдена в астрономических архивах где-то в пределах города Вавилон. Эти архивы отыскивались и опустошались

_________________________

* Обзор астрономических свидетельств неизбежно повлечёт за собой использование многих технических деталей. Некоторые читатели могут предпочесть пропустить эту часть и перейти к подразделу Выводы и обобщения в конце главы. Тем не менее, технические подробности приведены для подтверждения окончательных выводов.


стр 156:

местными жителями из близлежащих деревень, и потому точное количество найденного в пределах города сегодня неизвестно. Большинство текстов было приобретено для Британского Музея у дилеров в конце XIX столетия.

Около 300 текстов посвящены научной математической астрономии и относятся к последним четырём векам до н.э.. Большинство же из них – это т. наз. эфемериды, т.е. таблицы, в которых приведены вычисленные положения Луны и 5 видимых невооружённым глазом планет.

Но бо́льшая часть из оставшихся текстов, около 1300 – это не математические, а принципиально тексты с записями наблюдений. Наблюдения датируются примерно с 750 г. до н.э. по I век н.э..[4] Большое число текстов с астрономическими наблюдениями оказались крайне ценными для установления абсолютной хронологии всего этого периода.


[4] Asger Aaboe, Вавилонская математика, астрология и астрономия – Babylonian Mathematics, Astrology, and Astronomy // The Cambridge Ancient History, Vol. 111:2 (Cambridge: Cambridge University Press, 1991), pp. 277-78. Тексты с астрономическими наблюдениями иногда также содержат описания вычисленных наперёд затмений.


После рассмотрения содержания нематематических текстов, их можно разделить на различные категории. И безусловно, наибольшую группу представляют т. наз. астрономические «дневники». В них производились записи на регулярной основе большого количества небесных явлений, включая записи положений Луны и планет. По общему признанию, такие дневники велись непрерывно, начиная с середины VIII в. до н.э.. К другим категориям текстов относятся альманахи (каждый из них несёт в себе записи за один отдельный вавилонский год), тексты с планетными наблюдениями (каждый несёт записи об одной отдельной планете), и тексты с записями лунных затмений, которые очевидно являлись выдержками из «дневников».

Поэтому, хотя количество дошедших до наших дней дневников, относящихся к четырём ранним столетиям, и составляет лишь горстку, но в выдержках, составленных в тот ранний период из других дневников, было обнаружено весьма большое количество записанных наблюдений.

Несколько десятилетий назад д-р Абрахам Дж. Сакс (Abraham J. Sachs) начал всестороннее исследование всех нематематических текстов. Изучению этих текстов он посвятил последние 30 лет своей жизни.[5] После смерти в 1983 его работы продолжил в Вене, Австрия, профессор Герман Хунгер (Hermann Hunger), который сегодня является ведущим специалистом по текстам, содержащим астрономические наблюдения. С обоими этими специалистами проводились консультации для целей нижеследующего обсуждения.


[5] В научном издании Журнал изучения клинописей – Journal of Cuneiform Studies, Vol. 2 (1948), pp. 271-90, д-р А. Дж. Сакс (A. J. Sachs) произвёл классификацию текстов различных видов. В работе Поздневавилонские астрономические и связанные с ними тексты – Late Babylonian Astronomical and Related Texts (Providence, Rhode Island: Brown University Press, 1955), А. Дж. Сакс (A. J. Sachs) поместил обширный каталог астрономических, астрологических и математических текстов, большинство их которых были скопированы ещё в конце XIX столетия Т. Дж. Пинчесом (T. G. Pinches) и И. Н. Штрасмайером (J. N. Strassmaier). В списках этого каталога представлено 1520 астрономических текстов, но с тех пор было раскопано ещё намного больше текстов.


стр 157:

A. АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ

Обычно «дневник» охватывает 6 – 7 месяцев первой или второй половины определённого вавилонского года и несёт в себе часто ежедневные записи положений Луны и планет относительно определённых звёзд и созвездий, а также сообщает детали о лунных и солнечных затмениях. Приводится и много дополнительной информации, такой как метеорологические условия, землетрясения, рыночные цены и т.п.. Иногда записывались также и исторические события.[6] Поскольку возраст этих глиняных табличек составляет более 2000 лет, естественно, что многие таблички лишь фрагментарные.


[6] Писцы, по-видимому, вели записи своих наблюдений день за днём, что можно увидеть в меньших табличках, охватывающих более короткие периоды, иногда всего несколько дней. Из этих записей составлялись более длинные записи. – А. Дж. Сакс и Г. Хунгер (A. J. Sachs & H. Hunger), Астрономические дневники и связанные с ними тексты из Вавилонии – Astronomical Diaries and Related Texts from Babylonia, Vol. I (Wien: Verlag der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, 1988), p. 12.


Было раскопано более 1200 фрагментов астрономических дневников различного размера, но из-за их нарушенной целостности лишь треть удалось датировать.

Большинство из них охватывают период с 385 по 61 гг. до н.э. и содержат информацию о примерно 180 годах за этот период. Таким вот образом была твёрдо установлена хронология этого периода.[7]


[7] Отто Нейгебауер (Otto Neugebauer), например, объясняет: «Поскольку мы имеем данные о планетах и Луне в таком множестве и разнообразии – положения Луны по отношению к неподвижным звёздам не дают места неопределённостям даже 24-часовой длительности, что иначе повлияло бы на данные о Луне, – то здесь перед нами предстали записи истории Селевкидов [312 – 64 гг. до н.э.], которые гораздо надёжнее всех остальных источников исторических материалов, имеющихся в нашем распоряжении». – Востоковедческий бюллетень [новости востоковедения] – Orientalistische Literaturzeitung, Vol. 52 (1957), p. 133.


Полдюжины дневников относятся к раннему периоду. Двумя старейшими документами из их числа оказались дневники VAT 4956 (VI в. до н.э.) и B.M. 32312 (VII в. до н.э.). Оба несут в себе абсолютные даты, которые твёрдо устанавливают продолжительность нововавилонского периода.

А-1: Астрономический дневник VAT 4956

Самым важным в нашем исследовании оказался дневник с обозначением VAT 4956, который хранится в Переднеазиатском отделении ("Vorderasiatischen Abteilung") Берлинского Музея. Этот дневник датирован с 1 нисана 37-го года царствования царя Навуходоносора по 1 нисана 38-го года царствования и несёт в себе записанные наблюдения за 5 месяцев 37-го года этого царя (месяцы 1, 2, 3, 11 и 12). А. Дж. Сакс (A. J. Sachs) и Г. Хунгер (H. Hunger) выполнили самые последние транскрипцию и перевод текста этого дневника, а затем в 1988 они были опубликованы.[8]


[8] Сакс – Хунгер, там же. (1988), pp. 46-53. Первый перевод этого текста, включая обширный комментарий, сделали П. Ф. Нейгебауер и Эрнст Ф. Вайднер (P. V. Neugebauer and Ernst F. Weidner) в работе «Один текст с астрономическими наблюдениями за 37 год царя Навуходоносора II. (-567/66)» – «Ein astronomischer Beobachtungstext aus dem 37. Jahre Nebukadnezars II. (-567/66)», в Докладе о переговорах царя. Саксонское научное Общество Лейпцига: филолого-историческое отделение. – Berichte über die Verhandlungen der Königs. Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften zu Leipzig: Philologisch-Historische Klasse, Band 67:2, 1915, pp. 29-89.


стр 158:

Сохранившиеся датируемые астрономические дневники

Самый ранний дневник восходит к 652/51 г. до н.э.. Затем следует VAT 4956 – 568/67 г. до н.э.. Большинство охватывают период с 385 по 61 гг. до н.э. и содержат астрономическую информацию за примерно 180 лет этого периода. – Диаграмма воспроизведена из работы А. Дж. Сакса (A. J. Sachs) Вавилонская наблюдательная астрономия – Babylonian observational astronomy, в издании Ф. Р. Ходсона (F. R. Hodson), Место астрономии в древнем мире – The Place of Astronomy in the Ancient World (London: Oxford University Press, 1974), p. 47.

Среди множества записанных в VAT 4956 наблюдений за положением [планет] около 30 из них описаны настолько точно, что современные учёные с лёгкостью смогли установить точные даты, когда были видны такие положения на небосводе. А сделав это, они смогли показать, что все эти наблюдения должны были производиться на протяжении одного и того же года – 568/67 г. до н.э..

А если 37-м годом царствования Навуходоносора был 568/67 г. до н.э., тогда его первым годом должен был быть 604/03 г. до н.э., а его 18-м годом, в течение которого


стр 159:

он опустошил Иерусалим – 587/86 г. до н.э..[9] Это точно та же дата, что указана всеми 7 линиями доказательств, обсуждавшимися в предыдущей главе!


[9] В дневнике сделано ясное заявление о том, что наблюдения были произведены в течение 37 года Навуходоносора. Текст дневника начинается словами: «Год 37, Навуходоносора, царя Вавилона». Последняя дата, записанная близ конца текста звучит так: «Год 38 Навуходоносора, месяц 1, 1-ое». – Сакс-Хунгер (Sachs-Hunger), там же, стр. 47, 53.


Но не могли бы все эти наблюдения также быть сделаны 20-ю годами ранее, в 588/87 г. до н.э., который, согласно библейскому словарю Понимание Писания – Insight on the Scripture Общества Сторожевой Башни соответствовал 37-му году царствования Навуходоносора.[10] В нём же (том 1, стр. 456, где, по-видимому, подразумевается VAT 4956) делается признание, что «Современные хронологи указывают на то, что такая комбинация астрономических положений не повторилась бы снова за тысячи лет».


[10] Понимание Писания – Insight on the Scriptures, том 2, стр 481, под подзаголовком Захватывает Тир – Takes Tyre. (Brooklyn, New York: Watchtower Bible and Tract Society, 1988)


Поразмыслим над таким примером. Согласно этому дневнику, 1-го нисана 37 года Навуходоносора планету Сатурн можно было наблюдать «перед Большой Ласточкой». Созвездие «Большая Ласточка» (Swallow) или Сим-мах (SIM) относится к юго-западной части зодиакального созвездия Рыб.[11] Поскольку период обращения Сатурна составляет 29,5 лет, он проходит через все созвездия Зодиака за 29,5 лет. Это значит, что его можно наблюдать в каждом из 12 созвездий Зодиака в среднем примерно по 2,5 года. И это так же означает, что Сатурн можно было наблюдать «перед Большой Ласточкой» за 29,5 лет до 568/67 г. до н.э., т.е. в 597/96 г. до н.э., но никак не на 20 лет раньше – в 588/87 г. до н.э., т.е. в том году, который Сторожевая Башня желает назначить 37-м годом царствования Навуходоносора. Это попросту астрономически невозможно даже уже в случае одной этой планеты. В записях же астрономических наблюдений в этом дневнике фигурируют 5 планет.


[11] Сакс – Хунгер, там же, стр. 46-49. Выражение «перед», встречающееся в тексте [дневника] указывает на ежедневное западное направление вращения небесной сферы и означает «на западе от ...». (там же, стр. 22) Обсуждение вавилонских названий созвездий см. Бартел Ван-дер-Варден (Bartel van der Waerden), Научное пробуждение – Science Awakening, Vol. II (New York: Oxford University Press, 1974), pp.71-74, 97. [В русском поле интернета можно, например, найти краткое упоминание о Большой Ласточке на сайте Института Археологии и Этнографии СО РАН. – Прим. переводчика.]


Добавьте к этому различные вращения других 4 планет, положения которых указаны в тексте несколько раз, вместе с записанными положениями Луны в различные времена года, и станет не трудно понять, почему такая комбинация наблюдаемых положений планет не повторилась бы снова на протяжении тысяч лет. Наблюдения, записанные в VAT 4956, должны были быть выполнены только в 568/67 г. до н.э., потому что они не совпадают ни с одной комбинацией планет, которая наблюдалась бы за тысячи лет до или после той даты!


Читать дальше.
Категория: Мои статьи | Добавил: sekyral (29.10.2010)
Просмотров: 1124